ОТВЕТ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV данного кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно пунктам 1, 2 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
Пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным законом вопросов местного значения.
При этом, пунктом 5 части 1 статьи 14, пунктом 5 части 1 статьи 15, пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения муниципальных образований.
Частями 1 и 5 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», в указанный реестр включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе, кадастровый номер муниципального недвижимого имущества, сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и настоящим Федеральным законом.
Таким образом, автомобильные дороги являются линейными объектами капитального строительства (сооружениями), создание которых осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Предоставление земельных участков, в том числе находящихся в государственной и муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог предусмотрено пунктом 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 12 статьи 6, частью 4 статьи 15, главой 4, статьей 39 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ.
Действующим законодательством Российской Федерации понятия автомобильных дорог, как объектов капитального строительства (линейных сооружений), и земельных участков, на которых они размещаются, не признаются идентичными, их границы могут не совпадать, а для размещения (строительства) автомобильной дороги, на которую после ее создания возникает право муниципальной собственности, необходимо формирование земельного участка и регистрация права муниципальной собственности на него.
При этом, если земельный участок, на котором построена автомобильная дорога, по каким-то причинам не был поставлен на кадастровый учет и право муниципальной собственности на него не было зарегистрировано до начала строительства и регистрации права муниципальной собственности на автомобильную дорогу, как сооружение, такой участок должен быть сформирован под существующим объектом капитального строительства с последующими кадастровым учетом и государственной регистрацией права муниципальной собственности.
(по материалам Ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области» - письмо от 18.05.2022 № 131 главам муниципальных образований и главам местных администраций)