Новости

Степан Киричук: главный принцип местного самоуправления – выполнение вопросов местного значения в реальных объемах

В рамках юбилейного года 15-летия принятия Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» Общероссийский Конгресс муниципальных образований (ОКМО) публикует интервью с опытными муниципальными деятелями, в которых они делятся своим взглядом на состояние и развитие местного самоуправления в нашей стране.

Степан Киричук – депутат Тюменской городской Думы, председатель Научно-экспертного совета Общероссийского Конгресса муниципальных образований. За его плечами многолетний период работы в органах местного самоуправления, причем как на муниципальном, так и на федеральном уровне. Он стал первым мэром Тюмени, возглавляя город 12 лет. А затем – 13 лет представлял интересы Тюменской области в Совете Федерации. Был президентом Общероссийского Конгресса муниципальных образований, Ассоциации муниципальных образований Тюменской области. Избирался в руководящие органы Союза российских городов, Ассоциации сибирских и дальневосточных городов и других.

Опираясь на многолетний стаж и личный опыт, Степан Киричук оценил перемены, которые происходят в местном самоуправлении России сегодня, и дал напутствия молодым главам муниципальных образований.

Степан Михайлович, Вы имеете большой опыт работы в местном самоуправлении – как на муниципальном, так и на федеральном уровне. По Вашему мнению, насколько изменился подход к муниципальной власти за это время?

Местное самоуправление в Российской Федерации развивается давно. Оно имеет фундаментальное начало: от земства, народного вече, указа Екатерины II, которая жаловала грамоты городам на самостоятельное правление. После революции 1917 года произошло его затмение или даже забвение. В стране установилась вертикальная власть – власть Советов. Конституцией было закреплено, что Коммунистическая партия Советского Союза является руководящей и направляющей. Однако при такой системе местная власть не выполняла в полной мере функции местного самоуправления.

Моя диссертация называется «От местного управления к местному самоуправлению». Сейчас мы на пути к местному самоуправлению и движемся очень быстро. В 90-е годы развитие местного самоуправления началось невероятными темпами. По сути, тот путь, которые европейские страны проходили за 100 лет, мы прошли за 10. В России было создано более 24 тысяч муниципалитетов, каждый наделили огромным количеством полномочий. Мы им отдали и социальную защиту, и медицину, и образование, и содержание дорог, скверов и парков, зданий школ, больниц, поликлиник. Но не каждый мог это потянуть. Например, у Тюмени деньги были, потому что здесь были крупные налогоплательщики, а у кого-то их не было. Они вынуждены были просить. А у кого? Только у государственной власти.

На наш опыт приезжали посмотреть эксперты из Европы, видные деятели. Однако поспешность развития местного самоуправления стала перекосом в его развитии. В 2000-ых годах пошло постепенное выравнивание, начали разграничивать полномочия, определять приоритеты. С 2000-го года началась новая волна – степенное, эволюционное развитие местного самоуправления.

К чему-то пришли после столь долгого и непростого пути?

Сегодня главный принцип местного самоуправления – это выполнение вопросов местного значения в объективных, реальных объемах. Если в Тюмени мы можем привести в порядок 50 дворов за один год, то мы не берем 60. Мы разработали систему, при которой жители сами выбирают, какие дворы отдавать на реконструкцию в первую очередь. То есть население принимает активное участие в управлении городом.

Президент внес интереснейшую поправку в Конституцию Российской Федерации о том, что публичная власть едина. Это не значит, что органы местного самоуправления подчиняются высшим ветвям власти, что мэр подчиняется губернатору, а губернатор – президенту. Это значит, что каждый действует в интересах населения, выполняя свои функции. Сейчас мы находимся на этапе внедрения эффективного метода совместной работы всех уровней власти во благо человека. Это и называется единство публичной власти.

Глава муниципального образования сейчас и 20-30 лет назад – чем отличаются, а что остается неизменным, на Ваш взгляд?

Неизменным остается подход к работе. Аристотель писал: «Город – это единство разных». Мы – тюменцы, но мы все разные по возрасту, по менталитету, по состоянию, по статусу. Даже взгляды у нас разные. И мэр должен это понимать. Когда я был Главой города, мои советники меня научили: нищий, ищущий хлеб на помойке, и профессор, читающий лекцию в университете, - это жители Тюмени. И ты, мэр, должен служить - не работать, не заботиться, а именно служить этому нищему и этому профессору в равной степени.

Мэр никогда не должен быть занят, если к нему пришел житель города. Мэр должен понимать людей, уважать людей, а еще лучше - любить людей, и люди будут верить ему.

В настоящее время в тюменской системе МСУ присутствует принцип разделения властей: представительный орган, который избирают, определяет правила жизни, работая адресно со своими избирателями, а исполнительный орган (глава администрации) претворяет решения и пожелания жителей в жизнь.

Что ещё изменилось? Законодательство. Работать стало сложнее из-за множества ограничений. Машина щебня – конкурс, отремонтировать крышу на школе – конкурс. Закон не позволяет быстро отреагировать на запросы жителей, но дает возможность при этом решить ряд других проблем.

В то же время стало больше возможностей: онлайн-связь, доступность информации, большой выбор решений, обмен опытом осуществляется значительно проще, жители более активные, самостоятельные, поменялись и их запросы. Когда мы 24 года назад начинали проект «Отряды мэра», у нас была цель, чтобы ребята на летних каникулах не слонялись без дела, не курили, не дрались, а были чем-то заняты. Сейчас они реально осваивают профессии, работают журналистами, медсестрами, кондукторами, им это интересно.

Я бы, наверное, не смог работать мэром сейчас. Помогать, советовать – да. Я не успеваю за новыми тенденциями и нововведениями. Мы должны делиться опытом, при этом не становиться шлагбаумами перед новыми руководителями.
В нынешней мэрии новые методы работы крайне необходимы. Вектор развития местного самоуправления в Российской Федерации задан в правильном эволюционном направлении.

Одно из веяний нового времени – это переход на цифровые технологии, электронный документооборот, государственные и муниципальные услуги в электронном виде. Как это повлияло на работу чиновников?

Мне кажется, что мы на этот путь только вступили. Всего пару лет назад на документы с цифровой подписью реагировали так: мне нужен документ с живой подписью, а не эта «филькина грамота». Сейчас достаточно ответа на документ в электронном виде. Надо и дальше это развивать, и тогда мы сможем уйти от бумажных носителей.

В Государственной Думе в настоящее время рассматривается законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Что вы думаете об этом документе? Необходимость его принятия назрела? Действительно ли учитывалось мнение муниципального сообщества при его разработке? Будет ли он принят и успешно реализован, на Ваш взгляд?

Я участвовал в разработке этого законопроекта, рабочей группой тогда руководил Мазур Владимир Владимирович, сейчас врио губернатора Томской области. Он написан в развитие положений принятой Конституции Российской Федерации, статьи о единстве публичной власти: федеральной, региональной и местной. Управление этим единством осуществляет Президент России. Единство публичной власти обеспечивает комфортную жизнь населению. Президент всегда говорит, что любое действие власти направлено на то, чтобы человеку жилось лучше. И эта работа должна быть согласованной. Для этого есть всё: координация со стороны полпредов, контроль правоохранительных органов и прокурорского надзора, общественный контроль, волонтерская помощь и развивающееся общество. Я думаю, что в июне вы уже услышите из Государственной Думы позыв к принятию этого закона.

Еще один законопроект, который находится на рассмотрении и также принят в I чтении, касается того, чтобы обязать органы власти вести социальные сети, чтобы иметь еще один инструмент общения с населением. Что думаете об этом нововведении, насколько оно необходимо, полезно? Готовы ли сами органы власти к такому решению?

Красивое название и содержание. Но что нам мешает делать то, что там написано? Конечно, страна у нас большая, территории разные, климат разный, менталитет. Скорее всего, этот закон не будет лишним, но я не вижу особых препятствий работать так, как в нем описано, уже сейчас.

Поделитесь своим опытом, знаниями. Что можете пожелать молодому поколению политиков, чиновников? Какой совет или советы можете им дать? К каким трудностям им стоит быть готовыми?

Не бойтесь начинать с нуля. Не стремитесь сразу вверх, путь должен быть постепенным. Если вы оказались в кресле губернатора, но никогда не ведали жилищным и сельским хозяйством – будет тяжело. Надо учиться понимать население, заслужить его доверие не словами, не выступлениями и интервью, а делами и практическими результатами. Не стесняйтесь черной работы, пройдите весь путь. Мы, старшее поколение, готовы помогать, но имейте свою голову: не всегда наши вчерашние методы способны принести результат сегодня. И главное – любите людей.

Фото пресс-службы Тюменской городской Думы

#ОКМО #МСУ #Интервью