МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Конгресс по запросам советов муниципальных образований и органов местного самоуправления на регулярной основе подготавливает правовые позиции по различным вопросам местного самоуправления
Правовые консультации ведут:
  • Артем Юдкин
    исполнительный директор
  • Алексей Лукьянников
    первый заместитель исполнительного директора
  • Иван Катков
    руководитель Центра аналитической и правовой работы
ВОПРОС: Обязательно ли закрепление в уставе муниципального образования вопроса местного значения по организации охраны общественного порядка на территории муниципального, городского округа муниципальной милицией в отсутствие федерального закона, определяющего порядок организации и деятельности муниципальной милиции?
ОТВЕТ:
Обязательно, по следующим основаниям.
В соответствии пунктом 2 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования должен определяться, помимо прочего, перечень вопросов местного значения.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, организация охраны общественного порядка на территории муниципального, городского округа муниципальной милицией.
Несмотря на то, что в настоящее время федеральный закон, определяющий порядок организации и деятельности муниципальной милиции в установленном порядке не принят, в Уставе муниципального образования должно быть закреплено положение охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией, однако с примечанием, что оно вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции.

(письмо ОКМО от 25.02.2020 № 201 председателю Улан-Удэнского городского Совета депутатов Республики Бурятия)
ВОПРОС: Необходимо ли объявление новых выборов депутатов представительных органов муниципальных образований при переходе поселений из одних муниципальных районов в другие, при присоединении поселений к городским округам, а также в случаях переименования поселения и района?
ОТВЕТ:
Не требуется, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 16 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются, в том числе, в случаях преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 3.1-1, 3.2, 3.3, 4 - 6.2, 7 - 7.2 статьи 13 данного Федерального закона, и упразднения муниципального образования, а также в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом.
Согласно части 3.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа,
а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом осуществляется с согласия населения поселений, муниципального района и городского округа, выраженного представительным органом соответствующего поселения, муниципального района и городского округа. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились с городским округом, утрачивает статус муниципального образования.
Таким образом, поселения, вошедшие в состав городских округов, утрачивают статус муниципального образования. Следовательно, представительство жителей будет осуществляться в порядке функционирования представительного органа городского округа. В данном случае вопрос представительства будет решаться не в порядке перевыборов депутатов как последствия роспуска представительного органа, а в порядке формирования представительного органа городского округа, в состав которого вошли новые территории.
В случаях отнесения сельских поселений из одних муниципальных районов в другие, а также в случаях переименования поселения и района, роспуска муниципальных депутатов и объявления новых выборов не требуется, так как статус территории не изменяется. В то же время вопрос о новых выборах в представительные органы муниципальных районов, к которым отнесены поселения из других муниципальных районов, решается в порядке формирования представительного органа принимающего муниципального района.

(письмо ОКМО от 17.02.2020 № 191 исполнительному директору Ассоциации «Совет муниципальных образований Чеченской Республики»)
ВОПРОС: Относятся ли растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, к твердым коммунальным отходам (ТКО)?
ОТВЕТ:
Не относятся, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, данное ведомство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, в том числе в области обращения с твердыми коммунальными отходами (за исключением вопросов тарифного регулирования). В письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.07.2020 № 08-25-53/18336 прямо разъяснено, что растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО. Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
Вместе с тем, в указанном письме также разъяснено, что уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, подлежит учету при определении нормативов ТКО.

(письмо ОКМО от 12.11.2021 № 152 исполнительному секретарю Совета муниципальных образований Смоленской области)
ВОПРОС: В каком формате возможно проведение общих собраний совета муниципальных образований в условиях действующих в субъекте Российской Федерации ограничений на проведение массовых мероприятий?
ОТВЕТ:
В условиях действующих в конкретном субъекте Российской Федерации ограничений на проведение массовых мероприятий целесообразно использовать возможности, предоставляемые Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», по проведению общих собраний в заочной форме (в том числе согласно части 4.1 статьи 29 данного закона).
При невозможности использования заочной формы целесообразно рассмотреть возможность проведения общего собрания в очной форме с применением информационно-телекоммуникационных технологий, если будет обеспечено участие членов организации в проведении такого собрания и соблюдение правил проведения очной формы общего собрания. Важнейшими условиями являются возможность идентификации и установления факта непосредственного участия в нем соответствующих лиц, а также определения волеизъявления лиц, участвующих удаленно, и подсчета голосов (пункты 3 и 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для исключения случаев неверного понимания результатов голосования представляется необходимым запросить по окончании общего собрания отдельным письмом подтверждение участниками хода и результатов общего собрания (например, письмом с фразами «рассмотрение вопросов повестки подтверждаю», «результаты голосования признаю»).

(письмо ОКМО от 25.09.2020 № 275 исполнительному директору Совета муниципальных образований Кировской области)

ВОПРОС: Каким образом регламентируется компенсация на постоянной основе (ежемесячный характер) расходов депутата представительного органа муниципального образования на приобретение подарков?
ОТВЕТ:
Ключевым вопросом регулирования гарантии для депутата представительного органа муниципального образования является отражение соответствующей гарантии в законе субъекта Российской Федерации и уставе муниципального образования.
В федеральном законодательстве нет специальной гарантии в виде получения ежемесячной компенсации расходов в связи с исполнением своих полномочий у депутатов представительного органа муниципального образования, осуществляющих свою деятельность на непостоянной основе.
При этом, «ежемесячный» характер компенсации может восприниматься надзорными органами как форма заработка, несовместимая со статусом депутата, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе.
Кроме того, выделение специального направления компенсации – «подарки» – требует дополнительного обоснования в связи с возможностью их отнесения к другим группам расходов (расходы на услуги связи, изготовление полиграфической продукции, приобретение канцелярских товаров), а также со сложностью определения характера дарения – в личных интересах или в связи с представительством интересов органа местного самоуправления, решением вопросов местного значения.


(письмо ОКМО от 26.08.2020 № 268 председателю Пермской городской Думы)
ВОПРОС: В какой форме могут передаваться полномочия в сфере имущественной деятельности между муниципальными образованиями, в частности между сельскими поселениями и муниципальными районами?
ОТВЕТ:
Действующее законодательство определяет четкую организационно-правовую связь между сельскими поселениями и муниципальными районами. Полномочия органов местного самоуправления, в том числе в сфере имущественной деятельности, могут передаваться между ними путем заключения соглашений, предусмотренных частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


(письмо ОКМО от 19.08.2020 № 262 исполнительному директору Совета муниципальных образований Новгородской области)
ВОПРОС: Какой размер денежных средств бюджета муниципального образования должен расходоваться с учетом мнения жителей муниципального образования?
ОТВЕТ:
Анализ содержания подпункта 5 пункта 12 Перечня поручений по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления (утв. Президентом Российской Федерации 01.03.2020 № Пр-354) позволяет считать, что с учетом мнения жителей муниципального образования должно расходоваться 5 % от всего бюджета муниципального образования. Также в данном поручении указаны приоритетные направления такого расходования – благоустройство городской среды, проведение культурных и спортивных мероприятий, обустройство объектов социальной инфраструктуры и прилегающих к ним территорий.


(письмо ОКМО от 19.08.2020 № 260 исполнительному директору Совета муниципальных образований Республики Бурятия)

ВОПРОС: Чем регулируется платность размещения (эксплуатации) нестационарных торговых объектов?
ОТВЕТ:
Общие принципы регулирования субъектами Российской Федерации сферы организации нестационарной торговли, в том числе установления платности размещения (эксплуатации) нестационарных торговых объектов, определены в письме Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.03.2015 № ЕВ-5999/08, в котором приведены «Методические рекомендации по совершенствованию правого регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации».
В пункте 8 указанных методических рекомендаций допускается введение платности размещения (эксплуатации) нестационарных торговых объектов.
Представляется правильным, чтобы варианты юридического оформления размещения нестационарных торговых объектов и осуществления нестационарной торговли, закреплялись в законодательстве субъектов Российской Федерации.


(письмо ОКМО от 03.08.2020 № 252 гражданину)

ВОПРОС: Как регламентирован вопрос доплат (добавок) к пенсиям бывшим главам поселений при условии выхода на пенсию через определенное время после сложения полномочий по муниципальной должности?
ОТВЕТ:
Выборное должностное лицо местного самоуправления (в частности глава сельского поселения или глава городского поселения) является лицом, замещающим муниципальную должность.
В то же время имеет значение, являлся ли глава поселения одновременно с этим главой местной администрации в силу устава муниципального образования.
Если глава поселения являлся только главой муниципального образования, то действие законодательства о муниципальной службе в части регулирования размеров доплат к страховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, не применимо в данном случае. Будет применяться пункт 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающий, что в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) выборного должностного лица местного самоуправления.
При этом такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия выборного должностного лица местного самоуправления
на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность.
Если же глава поселения являлся главной местной администрации, то он может рассчитывать на применение пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьи 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
При этом размеры пенсий и доплат будут определятся с учетом законов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов.


(письмо ОКМО от 06.07.2021 № 89 гражданину РФ)
ВОПРОС: Какой правовой статус имеют расположенные на территории муниципального образования бесхозяйные гидротехнические сооружения? Подлежат ли данные объекты отнесению в обязательном порядке к муниципальной собственности?
ОТВЕТ:
Согласно положениям Водного кодекса Российской Федерации (статья 5) перечень водных объектов является исчерпывающим. При этом гидротехнические сооружения (далее – ГТС) не определены как водные объекты в понимании Водного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственниками ГТС являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Таким образом, исходя их указанных положений федерального законодательства ГТС не могут относиться к объектам, обязательным к регистрации только на праве муниципальной собственности.
В тоже время существует общераспространенная правовая позиция надзорных органов, согласно которой принятие бесхозяйных ГТС в собственность муниципального образования рассматривается как обязанность органов местного самоуправления в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуации в границах поселения, а неисполнение такой обязанности влечет угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, угрозу жизни и здоровью граждан.
Данная позиция основана на подпункте 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Вместе с тем, существует альтернативная правовая позиция, отличная от позиции надзорных органов.
Так, следует обратить внимание на саму законодательную формулировку вопроса местного значения, предусмотренного подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ: «УЧАСТИЕ в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2011 № 9-П определено, что самостоятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения не является абсолютной, а должна определяться пределами, устанавливаемыми действующим законодательством. То есть, законодательные формулировки могут описывать смежные полномочия, осуществляемые одновременно органами государственной власти и органами местного самоуправления. В таких случаях важно четко определять объем полномочий каждого уровня публичной власти.
Учитывая указанную позицию Конституционного Суда Российской Федерации и принимая во внимание формулировку «участие» в рассматриваемой законодательной норме становится очевидным, что вышеуказанная официальная позиция надзорных органов может быть признана как недостаточно обоснованная и построена на широком толковании нормы закона.
Также следует отметить, что в положениях Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» отсутствует прямая норма, устанавливающая обязанность органа местного самоуправления принять меры по защите и обеспечению функционирования каких-либо объектов, деятельность которых может стать источником возникновения чрезвычайных ситуаций, а тем более обязанность принять бесхозяйные ГТС в свою собственность.
В рассматриваемом случае важно обратиться к истокам возникновения бесхозяйных ГТС, а именно к вопросам разграничения публичной собственности на них.
Так, в период приватизации, в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений вошли в приложение 2 Плана приватизации и были отнесены к федеральной собственности. При этом было предусмотрено, что перечисленные в приложение 2 Плана приватизации объекты могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации.
Если рассматривать ГТС как объекты, не вошедшие в перечень, содержащийся в приложениях 1-3 Плана приватизации, то в силу пункта 3 указанного постановления Верховного Совета Российской Федерации до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
В списке объектов, передаваемых в муниципальную собственность, ГТС отсутствуют.
На основании изложенного бесхозяйные ГТС не могут быть признаны только муниципальной собственностью, исходя лишь из расширительного толкования подпункта 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


(письмо ОКМО от 29.09.2022 № 81 председателю Совета муниципальных образований Ульяновской области)
ВОПРОС: Обязательно ли проводить ежегодную аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципального унитарного предприятия?
ОТВЕТ:
Не обязательно, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, перечисленных в той же части статьи 5 отмеченного закона. При этом в перечне организаций, указанных в части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, муниципальные унитарные предприятия не прописаны.
На официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации размещена информация от 19 января 2022 года, содержащая перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год, в котором муниципальные унитарные предприятия не значатся.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.
При этом Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ не устанавливает, в каких именно случаях муниципальное унитарное предприятие подлежит обязательной аудиторской проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Таким образом, решение о проведении обязательной ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской отчетности муниципального унитарного предприятия принимается по усмотрению собственника имущества этого предприятия. Принятие такого решения или определение перечня случаев, когда бухгалтерская отчетность унитарного предприятия подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором, не является обязательным для собственника имущества в силу требований закона.


(по материалам Ассоциации «Совет муниципальных образований Смоленской области» - письмо от 22.04.2022 № 123 главе муниципального образования Мурыгинского сельского поселения Починковского района Смоленской области)
ВОПРОС: Является ли уважительной причиной невозможности прохождения муниципальными служащими диспансеризации в установленные сроки риск повышенного распространения на соответствующей территории коронавирусной инфекции (COVID-19)?

ОТВЕТ:
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно статье 214 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров.
В части 5 статьи 24 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения.
В пункте 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 № 984н утвержден Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими (далее – Порядок), согласно пункту 5 которого диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем).
Таким образом, законодательством обязанности по организации, финансированию и проведению ежегодной диспансеризации муниципальных служащих органов местного самоуправления возложены на представителя нанимателя муниципальных служащих, то есть на руководителей органов местного самоуправления.
Вместе с тем, абзацем 2 пункта 5 Порядка предусмотрено, что в случае невозможности прохождения диспансеризации в установленные сроки по уважительным причинам сроки ее прохождения согласуются с представителем нанимателя (работодателем).
Министерством труда и социальной политики Российской Федерации (далее – Минтруд России) в письме от 22.10.2020 № 18-1/10/В-9451 определено, что при организации представителем нанимателя диспансеризации гражданских служащих в существующих санитарно-эпидемиологических условиях возникает необходимость обеспечения стабильности кадрового состава государственных органов, исходя из чего к уважительным причинам невозможности прохождения диспансеризации в установленные сроки относится риск повышенного распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в связи с массовостью проведения данного мероприятия в медицинских организациях и возможностью заражения им гражданских служащих. При этом к гражданскому служащему, не прошедшему диспансеризацию по объективным и уважительным причинам, дисциплинарные взыскания не применяются.
В рассматриваемом письме Минтруда России также отмечено, что указанный подход также применим на муниципальной службе.

(по материалам Ассоциации «Совет муниципальных образований Смоленской области» - письмо от 07.04.2022 № 103 главе муниципального образования Холм-Жирковского района Смоленской области)
ВОПРОС: Возложены ли на органы местного самоуправления обязанности по оснащению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов контейнерами и бункерами, а также обязанности по ремонту и замене контейнеров для сбора ТКО?
ОТВЕТ:
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156), в которых разграничиваются такие правовые категории как контейнер и бункер с одной стороны (предназначены для складирования отходов), и контейнерная площадка с другой стороны (место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов).
Согласно пункту 13.1 Правила № 1156 региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Кроме того, формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, также утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, предусмотрено, что региональный оператор обязан принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, в пункте 17 которых предусмотрено, что раздел реестра «Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит сведения об используемом покрытии, площади, количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема. Информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Информация о планируемых к размещению контейнерах определяется уполномоченным органом с учетом предложений регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, установлено, что расходы на приобретение и содержание контейнеров и бункеров определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Таким образом, на основании указанных положений действующего законодательства оснащение мест (площадок) накопления ТКО контейнерами и бункерами, в том числе ремонт и замена контейнеров для ТКО, является обязанностью регионального оператора.
В свою очередь к полномочиям органов местного самоуправления относится только создание, содержание и ведение реестра контейнерных площадок, которые представляют собой места, предназначенные для размещения контейнеров.

(по материалам Ассоциации «Совет муниципальных образований Смоленской области» - письмо от 10.08.2022 № 237 главе муниципального образования Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области)
ВОПРОС: Имеются ли обязательные законодательные требования к конфигурации контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов?
ОТВЕТ: Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, не содержат требований к контейнерам для сбора ТКО.
Приказом Минстройдормаша СССР от 29.08.1985 № 601 утвержден Отраслевой стандарт ОСТ 22-1643-85 «Мусоросборники и контейнеры металлические для бытового мусора и пищевых отходов. Общие технические условия», согласно пункту 2.1 которого мусоросборники и контейнеры должны изготавливаться в соответствии с требованиями указанного стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
Так, согласно ОСТ 22-1643-85 крышки контейнеров должны быть выполнены составными или сплошными (пункт 2.8); крышки должны прилегать к корпусу по всему периметру и свободно открываться и закрываться. Допускается зазор между крышкой и корпусом - не более 4 мм. Крышки контейнеров должны быть снабжены замками (пункт 2.9).
Вместе с тем, в силу требований Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» требования государственных и отраслевых стандартов носят рекомендательный характер.
Таким образом на федеральном уровне нет общеобязательных конкретных требований к конфигурации контейнеров для сбора ТКО.

(по материалам Ассоциации «Совет муниципальных образований Смоленской области» - письмо от 10.08.2022 № 237 главе муниципального образования Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области)
ВОПРОС: Возможно ли обязать управляющую организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом, установить за свой счет в подъезде многоквартирного дома пандус для беспрепятственного доступа инвалида к общему имуществу дома?
ОТВЕТ:
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В пункте 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Установка пандуса в подъезде многоквартирного дома является одним из условий для беспрепятственного доступа инвалида к общему имуществу в многоквартирных домах.
Согласно положениям Свода правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр, для инвалидов-колясочников беспрепятственный доступ подразумевает наличие пандуса или иного подъемного устройства, отвечающего установленным техническим требованиям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, которыми предусматривается порядок приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида, а также перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными
в установленном порядке государственными и муниципальными программами, среди которых, в том числе, предусмотрено установление пандусов для беспрепятственного доступа инвалида к общему имуществу в многоквартирных домах.
В месте с тем, управляющая организация обязана проверять состояние конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома, и при необходимости выполнять работы по их восстановлению (пункт 29 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290.
Таким образом, управляющая организация должна поддерживать в надлежащем состоянии уже имеющийся пандус, но не обязана устанавливать его за свой счет. Вместе с тем, общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение об установке управляющей организацией пандуса за счет денежных средств указанных собственников. При этом согласно части 4.1. статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

(по материалам Ассоциации «Совет муниципальных образований Смоленской области» - письмо от 01.03.2022 № 75 главе муниципального образования Мурыгинского сельского поселения Починковского района Смоленской области)
ВОПРОС: Имеет ли местная администрация полномочия осуществления внутреннего муниципального финансового контроля за расходованием бюджетных средств представительным и контрольно-счетным органами муниципального образования?
ОТВЕТ:
Не имеет, по следующим основаниям.
Согласно части 15 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
В пункте 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
На основании указанных нормативных положений Министерством финансов Российской Федерации в письме от 11.02.2022 № 02-02-05/9730 дано разъяснение о необходимости наделения представительного органа и контрольно-счетного органа муниципального образования бюджетными полномочиями главного распорядителя средств местного бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).
При этом в действующим законодательстве отсутствуют нормативные положения, предоставляющие возможность осуществления внутреннего муниципального финансового контроля органами местных администраций в отношении представительных органов муниципальных образований. Обуславливается это, в том числе, функциональной и финансовой независимостью представительных органов муниципальных образований, необходимостью исключения любых предпосылок для влияния в какой-либо форме на принимаемые представительным органом решения.
Аналогичный подход применим и к деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. В статье 4 указанного закона установлено, что деятельность контрольно-счетных органов основывается, в том числе, на принципах законности, объективности, эффективности и независимости.
Таким образом, отсутствие прямого контроля за использованием бюджетных средств контрольно-счетными органами обусловлено их особым независимым финансово-правовым статусом.
Кроме того, статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главные администраторы (администраторы) бюджетных средств обязаны осуществлять внутренний финансовый аудит.
Пунктом 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность (право) передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита между главными администраторами бюджетных средств (главными распорядителями бюджетных средств).
Министерством финансов Российской Федерации в письме от 11.02.2022 № 02-02-05/9730 дано разъяснение пункта 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому проведение внутреннего финансового аудита главным администратором бюджетных средств в отношении бюджетных процедур другого главного администратора бюджетных средств будет противоречить бюджетному законодательству Российской Федерации (не допускается проведение местной администрацией внутреннего финансового аудита в отношении представительного и контрольно-счетного органов муниципального образования).
Таким образом, исходя из прямых нормативных положений действующего законодательства, и в том числе с учетом данных Министерством финансов Российской Федерации в письме от 11.02.2022 № 02-02-05/9730 разъяснений, в силу того, что представительный и контрольно-счетный органы муниципального образования подлежат наделению бюджетными полномочиями главного распорядителя средств местного бюджета, у местной администрации отсутствуют полномочия осуществления внутреннего муниципального финансового контроля за расходованием бюджетных средств представительным и контрольно-счетным органами муниципального образования.

(письмо ОКМО от 14.10.2022 № 92 заместителю Секретаря Совета (ассоциации) муниципальных образований Оренбургской области)
ВОПРОС: Какой субъект правомочен принять решение о выплате главе муниципального образования и председателю контрольно-счетного органа премии за выполнение особо важных и сложных заданий?
ОТВЕТ:
В соответствии с пунктами 2, 5, 8 и 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Согласно части 5 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
В части 5.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи, по мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определение от 03.02.2020 № 47-КГ19-13, следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, которому подконтролен и подотчетен глава муниципального образования.
Премия за выполнение особо важных и сложных заданий главе муниципального образования по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования.
Соответственно, принятие решения о поощрении главы муниципального образования за выполнение особо важных и сложных заданий, по мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации (определение от 03.02.2020 № 47-КГ19-13), относится к компетенции представительного органа муниципального образования.
Представительный орган на основе представленной администрацией муниципального образования информации может принять решение о поощрении главы муниципального образования посредством выплаты ему премии за выполнение особо важных и сложных заданий в определенном размере.
При этом в указанное решение может быть включен пункт об обеспечении такой выплаты администрацией муниципального образования, что само по себе исключает управление (распоряжение) средствами местного бюджета самим представительным органом муниципального образования (абзац 2 части 15 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетен представительному органу муниципального образования.
Соответственно, указанный выше подход к поощрению главы муниципального образования должен применяться по аналогии и к поощрению председателя контрольно-счетного органа муниципального образования.

(по материалам Ассоциации «Совет муниципальных образований Самарской области» - письмо от 05.09.2022 № 171 исполняющему обязанности главы муниципального района Большечерниговский Самарской области)
ВОПРОС: Является ли выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) достаточным документом для подтверждения статуса заявителя как ведущего крестьянское (фермерское хозяйство), обратившегося за предоставлением земельного участка?
ОТВЕТ:
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов могут быть проданы находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Пунктом 8 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.09.2020 № П/0321, предусмотрено, что для подтверждения статуса заявителя как крестьянского (фермерского) хозяйства или сельскохозяйственной организации достаточно выписки из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем, или выписки из ЕГРИП об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем.
Таким образом, выписка из ЕГРИП, подтверждающая статус индивидуального предпринимателя, является достаточным документом для подтверждения статуса заявителя.

(по материалам Ассоциации «Совет муниципальных образований Самарской области» - письмо от 04.05.2022 № 76 главе муниципального района Исаклинский Самарской области)
ВОПРОС: Входит ли глава муниципального образования, избранный представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняющий полномочия его председателя, а также заместители главы муниципального образования в общее число депутатов представительного органа муниципального образования, на основании которого определяется количество депутатов, имеющих право осуществлять свои полномочия на постоянной основе?
ОТВЕТ:

В соответствии с абзацем 3 части 5 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.

Согласно абзацу 1 части 5 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.
Независимо от способа избрания глава муниципального образования является выборным должностным лицом местного самоуправления. Таким образом, установленная в абзаце 1 части 5 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ норма применяется в отношении главы муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняющего полномочия его председателя.
Заместители главы муниципального образования выборными должностными лицами не являются, поскольку не наделены исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. Следовательно, норма абзаца 1 части 5 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ на заместителей главы муниципального образования не распространяется.
На основании изложенного глава муниципального образования, избранный представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняющий полномочия его председателя, не входит в общее число депутатов представительного органа муниципального образования, на основании которого определяется количество депутатов, имеющих право осуществлять свои полномочия на постоянной основе. Вместе с тем, заместители главы муниципального образования в указанное число депутатов представительного органа муниципального образования входят.

(по материалам Совета муниципальных образований Санкт-Петербурга - письмо от 14.06.2022 № 337-СМО главе внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Василевский)
ВОПРОС: Вправе ли представительный орган местного самоуправления давать главе муниципального образования обязательные для исполнения поручения?
ОТВЕТ:
В соответствии с частью 3 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
В части 5 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
Частью 11.1 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
Вместе с тем, подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования не означает его подчиненности представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). В связи с этим у представительного органа нет юридически обоснованного права давать обязательные для исполнения поручения главе муниципального образования.

(по материалам Ассоциации «Совет муниципальных образований Приморского края» - письмо от 04.07.2022 № 237 главе Лесозаводского городского округа)
ВОПРОС: Обязаны ли органы местного самоуправления выдавать справки о составе семьи?
ОТВЕТ:
Нормативными правовыми актами не регламентированы форма и порядок выдачи справок о составе семьи, а также не определены уполномоченные на выдачу подобных справок органы (организации) и должностные лица.
Согласно положениям Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» органы местного самоуправления не относятся ни к органам регистрационного учета, ни к органам, ответственным за регистрацию граждан.
Вместе с тем, законодательством предусмотрены источники поступления информации о регистрации граждан по месту пребывания и жительства в органы местного самоуправления.
Так, в статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-I предусмотрено, что информация, содержащаяся в базе данных, также предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления и Пенсионному фонду Российской Федерации в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» органы, осуществляющие регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, не реже чем один раз в месяц представляют сведения о фактах выдачи и замены паспорта гражданина Российской Федерации, регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства (в отношении вынужденных переселенцев - по месту пребывания) граждан Российской Федерации, выдачи паспорта гражданина Российской Федерации в нарушение установленного порядка с указанием следующих персональных данных гражданина: фамилии, имени, отчества, даты рождения, места рождения, пола, гражданства, адреса места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - места пребывания), вида документа, удостоверяющего личность, серии и номера этого документа, наименования или кода органа, выдавшего документ, даты выдачи документа - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и (или) главе местной администрации муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителю территориального органа исполнительной власти города федерального значения по месту своего нахождения.
Необходимая для составления справки о составе семьи информация может быть также получена как в порядке межведомственного взаимодействия с органами регистрационного учета, так и непосредственно от граждан.
На основании изложенного в настоящее время на органы местного самоуправления законодательством не возложены прямые обязанности по выдаче справок о составе семьи, однако органы местного самоуправления вправе выдавать данные справки при наличии у них необходимой для этого информации.

(по материалам Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан» - письмо от 04.03.2022 № 225/01-10 главе администрации сельского поселения Анновский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан)
ВОПРОС: Вправе ли администрация муниципального образования снять с учета в качестве нуждающегося в представлении жилого помещения по договору социального найма граждан, имеющих в собственности жилое помещение общей площадью менее установленной нормы предоставления жилья?
ОТВЕТ:
В соответствии с частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Указанный перечень оснований для снятия с учета является исчерпывающим.
Если размер общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи гражданина, нуждающегося в предоставлении жилья по договору социального найма, составляет менее учетной нормы, семьей гражданина не утрачено основание, дающее право на получение жилого помещения по договору социального найма жилых помещений муниципального жилого фонда, семья имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, администрация муниципального образования не имеет право снять с учета в качестве нуждающегося в представлении жилого помещения по договору социального найма граждан, имеющих в собственности жилое помещение общей площадью меньше установленной нормы и имеющих основание на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

(по материалам некоммерческой организации «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области»)
ВОПРОС: Возможно ли создание межмуниципального специализированного предприятия по оказанию ритуальных услуг населению?
ОТВЕТ:
Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 и пункту 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, муниципального, городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с указанным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, а также определяют порядок деятельности таких специализированных служб.
Согласно части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Однако в соответствии со статьей 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках.
Таким образом, создание специализированной службы по вопросам похоронного дела в форме муниципального унитарного предприятия невозможно.
Вместе с тем, создание специализированной службы возможно путем принятия представительными органами муниципальных образований решения об учреждении межмуниципального хозяйственного общества в форме общества с ограниченной ответственностью в порядке, установленном статьей 68 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
Кроме того, согласно позиции Федеральной антимонопольной службы России (письмо от 03.07.2014 № ЦА/26577/14) помимо создания специализированной службы по вопросам похоронного дела законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность присвоения ее статуса организациям и индивидуальным предпринимателям на конкурсной основе.

(по материалам некоммерческой организации «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области»)
ВОПРОС: Является ли глава сельской администрации, работающий по контракту, муниципальным служащим?
ОТВЕТ:
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Муниципальный служащий – это сотрудник органа местного самоуправления или его руководитель, замещающий должность муниципальной службы, деятельность которого направлена на обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления в целях осуществления народовластия.
Глава местной администрации, замещающий должность по контракту, однозначно является муниципальным служащим.

(по материалам Ассоциации «Совет муниципальных образований Брянской области»)
ВОПРОС: Возможна ли передача гидротехнических сооружений из собственности сельских поселений в собственность муниципальных районов?
ОТВЕТ:
В соответствии с российским законодательством (Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») муниципальное имущество, находящееся в собственности поселений, может передаваться в собственность муниципального района.
Мотивом подобной передачи имущества может являться необходимость обеспечения сохранности и эффективного использования муниципального имущества.
Порядок передачи муниципального имущества в собственность другого муниципального образования может быть также регламентирован (детализирован) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (например, Закон Республики Татарстан от 06.08.2008 № 71-ЗРТ «О порядке решения вопросов, связанных с разграничением имущества, находящегося в муниципальной собственности», Закон Республики Татарстан от 28.07.2004 № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан»), а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Так, в части 3 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 06.08.2008 № 71-ЗРТ «О порядке решения вопросов, связанных с разграничением имущества, находящегося в муниципальной собственности» предусмотрено, что передача муниципального имущества в порядке разграничения из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования осуществляется на безвозмездной основе.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 06.08.2008 № 71-ЗРТ право инициировать передачу (принятие) муниципального имущества в собственность другого муниципального образования в целях его разграничения принадлежит органам местного самоуправления как муниципального образования, в собственности которого находится имущество, так и муниципального образования, претендующего на имущество. Предложение о передаче (принятии) муниципального имущества должно быть обоснованным.
Кроме того, президиумом Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Татарстан» в решении от 12.03.2020 № ПР-163-2 признано целесообразным создание единой системы текущего содержания гидротехнических сооружений на базе организации, имеющей необходимую материально-техническую базу для осуществления централизованного обслуживания гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности. Также в указанном решении рекомендовано после принятия гидротехнических сооружений в собственность муниципального района передать гидротехнические сооружения на обслуживание специализированной организации, имеющей необходимую материально-техническую базу и штат квалифицированных специалистов для осуществления комплексного обслуживания указанных объектов.

(по материалам Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Татарстан»)
ВОПРОС: Подлежат ли пожарные гидранты обязательной безвозмездной передаче из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации?
ОТВЕТ:
Порядок передачи муниципального имущества в собственность субъекта Российской Федерации установлен статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На территории Ленинградской области передача муниципального имущества водоснабжения и водоотведения в собственность Ленинградской области осуществляется в целях реализации Закона Ленинградской области от 29.12.2015 № 153-оз «О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области».
Согласно позиции действующего на территории Ленинградской области балансодержателя объектов водоснабжения и водоотведения (ГУП «Леноблводоканал») пожарные гидранты не относятся к объектам водоснабжения и водоотведения, которые являются предметов регулирования Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», обеспечение эксплуатации пожарных осуществляется в рамках Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающим, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения городских и сельских поселений.
Данная позиция подтверждается решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2021 по делу № А56-77156/2020 (вступило в законную силу 01.07.2021 г.), согласно которому администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области отказано в обязании Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом принять в государственную собственность Ленинградской области пожарные гидранты. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021 № 13АП-9933/21 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.10.2021 № Ф07-9716/21 указанное решение оставлено без изменения.
На основании изложенного пожарные гидранты не подлежат безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации (в частности, в собственность Ленинградской области).

(по материалам Ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области»)
ВОПРОС: Обязаны ли органы местного самоуправления устанавливать в уставах муниципальных образований свое сокращенное наименование?
ОТВЕТ:
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения о юридическом лице: полное и (если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке, сведения о том, что юридическое лицо имеет полное и (или) сокращенное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке (если юридическое лицо имеет полное и (или) сокращенное наименование на таких языках).
Таким образом, действующим законодательством не установлено обязательное наличие сокращенного наименования организации, в связи с чем установление сокращенного наименования органов местного самоуправления является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.

(по материалам Ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области»)
ВОПРОС: Возложены ли на органы местного самоуправления обязанности по постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на земельные участки, используемые под размещение автомобильных дорог?
ОТВЕТ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV данного кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно пунктам 1, 2 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
Пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным законом вопросов местного значения.
При этом, пунктом 5 части 1 статьи 14, пунктом 5 части 1 статьи 15, пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения муниципальных образований.
Частями 1 и 5 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», в указанный реестр включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе, кадастровый номер муниципального недвижимого имущества, сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и настоящим Федеральным законом.
Таким образом, автомобильные дороги являются линейными объектами капитального строительства (сооружениями), создание которых осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Предоставление земельных участков, в том числе находящихся в государственной и муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог предусмотрено пунктом 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 12 статьи 6, частью 4 статьи 15, главой 4, статьей 39 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ.
Действующим законодательством Российской Федерации понятия автомобильных дорог, как объектов капитального строительства (линейных сооружений), и земельных участков, на которых они размещаются, не признаются идентичными, их границы могут не совпадать, а для размещения (строительства) автомобильной дороги, на которую после ее создания возникает право муниципальной собственности, необходимо формирование земельного участка и регистрация права муниципальной собственности на него.
При этом, если земельный участок, на котором построена автомобильная дорога, по каким-то причинам не был поставлен на кадастровый учет и право муниципальной собственности на него не было зарегистрировано до начала строительства и регистрации права муниципальной собственности на автомобильную дорогу, как сооружение, такой участок должен быть сформирован под существующим объектом капитального строительства с последующими кадастровым учетом и государственной регистрацией права муниципальной собственности.

(по материалам Ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области» - письмо от 18.05.2022 № 131 главам муниципальных образований и главам местных администраций)
ВОПРОС: В каком порядке определяется в 2022 году для мужчины возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения муниципальной должности?
ОТВЕТ:
Согласно положениям, отраженным в Приложении 5 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, в 2022 году определяется по формуле «V + 48 месяцев», где V – возраст, по достижении которого гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2016 года.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Следовательно, в 2022 году пенсионный возраст для мужчины (при отсутствии обстоятельств, сохраняющих право на досрочное назначение страховой пенсии, предусмотренных статьями 30 - 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ) равен 64 годам (60 лет + 48 месяцев).

(по материалам Ассоциации «Совет муниципальных образований Курской области»)
ВОПРОС: Как регламентирован вопрос о праве на доплату к пенсии граждан, ранее являвшихся муниципальными служащими?
ОТВЕТ:
Согласно положениям Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11); в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
В части 6 статьи 2 Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В частях 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Таким образом, определение размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, равно как и иных выплат, не предусмотренных федеральных законодательством, является исключительной прерогативой органов местного самоуправления. Поскольку указанные выплаты производятся за счет средств местного бюджета, вопрос об установлении данных выплат зависит от наличия бюджетных средств.
Следовательно, полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения муниципальных служащих муниципальных образований возложены федеральным законодателем на органы местного самоуправления, которые – впредь до приятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, – сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (ежемесячная доплата к страховой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).
Конституционный суд Российской Федерации неоднократно указывал, что по своей правовой природе пенсионное обеспечение муниципальных служащих (в виде пенсии за выслугу лет либо ежемесячной доплаты к пенсии) является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств местных бюджетов, помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях, а потому такое правовое регулирование не может расцениваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение и допускающее введение несовместимых с Конституцией Российской Федерации ограничений конституционных прав граждан (определения от 10.10.2013 № 1591-О, от 06.10.2015 № 2309-О).
Из изложенного следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет или доплаты к страховой пенсии для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет или дополнительных выплат к страховой пенсии муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

(по материалам Ассоциации «Совет муниципальных образований Курской области» - письмо от 27.05.2022 № 166 гражданину РФ)
Email
Фамилия, Имя, Отчество
Телефон
Приложите файл (при необходимости)