Об этом он рассказал в понедельник, 11 декабря, на круглом столе «Автомобильные дороги местного значения: вопросы строительства, реконструкции, ремонта и содержания», который провёл комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Кидяев отметил, что при той цене на строительство километра асфальтированной дороги, которую называют эксперты, - в среднем по России это 59 миллионов рублей - для многих российских муниципалитетов содержание, текущий ремонт и реконструкция дорог уже являются крайне сложными, не говоря о прокладке новых.
«Вопрос для муниципалитетов очень затратный как по финансам, так и по кадровому обеспечению. Содержание местной дорожной сети требует и знания дорожного хозяйства, и работы с госзакупками, и координации с регионом, который порой тоже получает на региональные дороги 15% от потребности. Сколько в таких условиях может построить дорог муниципалитет, у которого бюджет менее ста миллионов рублей?» - сказал депутат.
Он также напомнил, что надзорные органы требуют исполнения дорожных нормативов, создавая абсурдные ситуации. Так, Еланцинское сельское поселение в Иркутской области при бюджете 16 млн рублей по решению суда должно построить и отремонтировать 100 километров дорог. А Онгурёнское сельское поселение прославилось на всю страну, когда ГИБДД обязало администрацию установить перед школой знаки, «лежачего полицейского» и «зебру» по нормативам.
«Там три деревни, 500 жителей, 50 автомобилей. И теперь есть своя достопримечательность: на тропинке, которая ведет к школе, вкопаны два дорожных знака. «Зебру» на земле не удалось нарисовать, возможно – главу поселения попытаются еще и наказать за недоработку», - рассказал Кидяев.
В целом, небольшим муниципалитетам денег хватает только на «ямочный» ремонт и точечное благоустройство. Немного лучше ситуация там, где регионы увеличивают муниципальную долю в сборах на дорожные фонды. Например, в Забайкальском крае, Тульской и Сахалинской областях выделяют по 20% с акцизов на нефтепродукты.
Выход на местах находят в передаче полномочий на районный уровень, позволяющей укрупнять средства. Республика Крым, глядя на коллег, рассматривает возможность совсем изъять дорожные полномочия из ответственности сельских поселений. В некоторых субъектах принимают отдельные региональные программы: в Новосибирской и Иркутской областях, в Пермском крае и ряде других.
«Объективно оценивая возможности небольших поселений, мы предлагаем вернуться к вопросу о наделении муниципалитетов правом на добычу песка, глины и щебня в целях дорожного строительства и ремонта. Это сократит затраты местных бюджетов на исполнение дорожных полномочий. Как представитель Общероссийского конгресса муниципальных образований, я выражаю сейчас не свое видение, а озвучиваю поступающие просьбы от советов муниципальных образований», - сказал Виктор Кидяев.
#ВикторКидяев, #Госдума, #дороги, #Муниципалитет, #финансирование