Новости

Андрей Гнездилов: обратная связь с людьми - лакмус существующего положения дел, оценка деятельности и информация на перспективу

Общероссийский Конгресс муниципальных образований продолжает серию интервью, посвященных 15-летию принятия Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Своим опытом работы в муниципальной политике и мнением о перспективах развития местного самоуправления поделился глава МО «Гусевский городской округ» Калининградской области Андрей Гнездилов.

Андрей Петрович Гнездилов более 20 лет проходил службу в Вооруженных силах. В декабре 2001 года был избран депутатом Гусевского районного Совета депутатов третьего созыва, затем работал председателем депутатской комиссии по законности, правопорядку и связям с общественностью. В 2010 году был вновь избран в депутаты и избран на должность Главы муниципального образования «Гусевский муниципальный район» - председателем районного Совета депутатов. С 2013 года работал заместителем председателя окружного Совета депутатов.

Андрей Петрович, чем вы руководствовались, когда решили пойти в муниципальную политику? Из каких принципов, целей, внутренних установок вы исходили?

Наше воинское соединение дислоцировалось в Гусеве, остро стояла проблема взаимодействия органов военного управления и местных властей. Как должностному лицу гарнизона, часто приходилось сталкиваться с проблемами эксплуатации казарменно-жилищного фонда, земельными отношениями, вопросами охраны правопорядка, административной ответственностью военнослужащих, досугом и культурными мероприятиями, обеспечением гарантий военнослужащих и членов семей, предусмотренных ФЗ «О статусе военнослужащих».

Изучив Закон РФ от 6 июля 1991 года № 1550 – I «О местном самоуправлении в Российской Федерации», пришел к выходу о необходимости представления интересов органов военного управления, военнослужащих и членов их семей в органах местного самоуправления. Целью была ликвидация пробела в организации взаимодействия муниципальных властей с воинскими частями и полное и гармоничное вовлечение последних в местное сообщество, с учетом возможностей, способностей, доверия и уважения каждой из подсистем.

Есть такое мнение, что можно научиться быть руководителем. Отучился в университете, прошел переподготовку, спецкурсы – и ты уже готов возглавить муниципалитет. Как вы считаете это заблуждение? Почему?

Понятно, что человек не рождается руководителем, да и кем он будет по профессии - на лбу не написано. На мой взгляд, руководитель - это и призвание, и врожденные, и приобретенные лидерские качества, и, конечно, знания и опыт, теория и практика плюс коммуникативный интеллект.

Навыки, знания, умения, организаторские способности, приобретенные в процессе жизни и обучения, - это качества, необходимые руководителю. Тут еще важны такие критерии, как время, место, обстоятельства, принципы, мотивация. Каждый человек от рождения - это потенциал нераскрытых талантов, способностей, невероятных перспектив и оглушительных побед, но все это богатство призрачно, пока вы не научитесь им управлять.

С детства мы выбираем профессию, мечтаем. Сначала стремимся к собственному успеху, достигая его, понимаем, что очень важно наблюдать успех других. В этот момент и рождается настоящий руководитель.

Слово «муниципалитет» берет свое начало от латинского municipium (munus — тяжесть, бремя, recipio — беру, принимаю). Термин появился в Древнем Риме. В эпоху республики так назывались города, пользовавшиеся правом самоуправления. Брать на себя бремя ответственности – качество, приобретаемое с опытом. Еще один аргумент в пользу взращивания руководителя.

Муниципальная команда города Гусева побеждала во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика». Расскажите, почему вы приняли решение пойти на конкурс, и что Вам, Вашей команде, жителям городского округа дала победа?

В 2020 году наше муниципальное образование участвовало во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» в номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами». Три года подряд муниципалитет занимал ведущие места по управлению финансами в Калининградской области. Сформировалось рациональное понимание администрирования с бюджетными доходами и расходами, управления муниципальным долгом, бюджетного планирования и исполнения бюджета, финансового учета и отчетности.

Может, и не совсем «собаку съели», но как говорится: «Experimenta est optima rerum magistra»: «Опыт — лучший учитель». Идея им поделиться возникла у главы администрации МО Александра Александровича Китаева, он и руководил командой.

Сама по себе практика принесла муниципалитету возможность полноценного выполнения задач, возложенных на органы местного самоуправления, планомерного формирования и распределения бюджетных средств на протяжении всего бюджетного процесса. Позволила обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджета МО «Гусевский городской округ», повысить открытость и прозрачность управления общественными финансами, в целях исполнения социальных обязательств, стимулирования развития человеческого потенциала и роста экономики.

Местное самоуправление – это особый уровень публичной власти, наиболее близкий к людям. А какую роль для Вас как управленца имеет обратная связь с людьми?

Да, действительно, решение вопросов местного значения всецело направлено на обеспечение потребностей населения, улучшения качества жизни и комфортности проживания, социально-экономическое развитие муниципального образования.

Обратная связь с людьми — фактически, лакмус, реагент, рефлексия существующего положения дел, оценка деятельности и информация на перспективу. Для управленца обратная связь позволяет скорректировать свою деятельность, выработать более рациональную линию работы.


Можете ли Вы назвать несколько ваших принципов работы с жителями городского округа?
Местные власти должны видеть и понимать нужды населения и работать для людей. Необходимо информировать население о работе органов МСУ, вовлекать в процесс принятия решений, прививать понятие общей ответственности и необходимости общего вклада в развитие муниципалитета. Не должно быть завышенных ожиданий – принцип объективности и реальности перспектив. Обязательное личное общение с людьми.

Философский вопрос. Есть ли особый образ жизни муниципального служащего? Например, гуляешь в парке, но мимоходом оцениваешь качество благоустройства, делаешь внутренние выводы?

Любая профессия, любой вид деятельности накладывает свой отпечаток на личность. Изменения качеств личности, которые наступают под влиянием длительных занятий профессиональной деятельностью, в психологии носит термин деформации. Вы правы, когда чувствуешь себя причастным к разносторонним аспектам бытия муниципалитета, многие задумки не выходят из головы в любое время. Мозг ищет рациональное решение, ассоциирует аналоги с увиденным в других муниципалитетах, мысленно приспосабливает к конкретному месту и прогнозирует результат. Тут важно умение переключаться с одного вида деятельности на другой, не зацикливаться на стереотипах.

Многие руководители указывают на проблему текучести кадров на муниципальной службе, особенно по отношению к молодым специалистам. Можете ли Вы предложить некоторые направления борьбы с текучестью кадров? Как можно удержать и поддержать на службе молодых людей?

Не ошибусь, если скажу, что текучесть кадров – бич муниципального управления. Человеческий капитал, кадры – решают все! Кто же не хочет, чтобы на муниципальной службе работали молодые, талантливые, перспективные, знающие и ответственные специалисты?

Естественная текучесть до 5% в год обновляет коллектив и не вызывает особых опасений.
Причин в этом явлении достаточно. Порой привлечь на муниципальную службу сложнее, чем удержать. Для обеспечения муниципалитета кадрами мы используем целевое обучение по востребованным специальностям, после завершения которого работник на три года связан с нами трудовыми отношениями. К сожалению, из критериев привлекательности материальная мотивация давно превалирует над идейными началами. Мы повысили размер должностного оклада для младших должностей. Приглашенным специалистам (муниципальным служащим) предоставляется служебное жилье, компенсируется плата за найм жилых помещений, после 10 лет работы возникает право на приватизацию. 

Выстроена плановая система обучения и переподготовки, сформирован кадровый резерв в целях карьерного роста. Много внимания уделяется досугу – культурные и спортивные мероприятия. Сплочение коллектива немаловажное направление для оседлости трудовых ресурсов. Конечно, выверенная дисциплинарная практика и индивидуальная работа приносят свои плоды. Учитывается и личностно-психологический аспект, связанный с рождением в нашей местности, обучением в школе, проживающими в муниципалитете родителями, возможностью видеть фактически плоды своего труда, ощущая себя членом команды города.

Вы более 20 лет работаете с сфере муниципального самоуправления – депутатом, главой муниципального образования. Скажите, поменялось ли местное самоуправление за эти годы?

Хочется пошутить. Любите пародии? Помните передачу «Вокруг смеха»? Читал Александр Иванов, пародия Александра Матюшкина-Герке

Начало...
"Начинается кошка с хвоста, Чтобы что-то держать трубой." Наталья Галкина
Начинаются сутки с утра,
Начинается солнышком тень,
Начинается завтра вчера,
Начинается деревом пень…
Все меняется день ото дня —
Наша жизнь по спирали летит.
И волнует не только меня,
До чего это может дойти.
Вероятно, заметили вы
то, что раньше, скорее всего,
Начинался поэт с головы,
А теперь — неизвестно с чего.

Ранее в СССР в соответствии с Конституцией 1978 года местные советы народных депутатов и исполнительные комитеты являлись местными органами государственной власти и управления. Закон РСФСР «О городском, районном в городе Совете депутатов трудящихся в РСФСР» гласил, что городской совет трудящихся является органом государственной власти и решает в пределах прав, предоставленных законом, все вопросы местного значения, исходя из государственных интересов и интересов трудящихся, с учетом исторических, экономических, географических и других особенностей.

В 1991 году был принят новый закон «О местном самоуправлении в РСФСР», который предоставил самостоятельность в решении местных вопросов, под свою ответственность, в интересах населения. Тогда фактически и появилось понятие муниципалитет.

Далее началась реформа. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. Однако подавляющее большинство муниципалитетов были безнадежно дотационными, наделялись полномочиями по решению государственных вопросов без соответствующего финансирования, в связи с чем возникла необходимость государственного вмешательства в регулирование организации публичной политической власти на местах.

С 1998 года в России принята и ратифицирована Европейская Хартия местного самоуправления, во многом нашедшая свое отражение в ФЗ от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Цель Хартии — обеспечение и защита прав местных органов самоуправления как наиболее близких к гражданам и дающих им возможность участвовать в принятии решений, касающихся условий их повседневной жизни. С тех пор институт местного самоуправления укреплялся и совершенствовался, сотни изменений были внесены в вышеназванный Закон.

В настоящее время законопроект (№ 40361-8) «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» предлагает обновленный взгляд на местное самоуправление, как на самый близкий к населению элемент управленческой вертикали, наделенный компетенцией в области обеспечения жизнедеятельности населения. Во многом изменения, касающиеся местного самоуправления за время моей работы, похожи на спираль.

Вам бывает трудно принимать какие-либо управленческие решения? Какие решения Вы принимаете тяжелее всего?

В чем несчастие человека с психологической точки зрения? В муках выбора, альтернативах решения. Мне всегда было тяжело принимать решения, выбирая между обязательностью, важностью, качеством и благами. Особенно когда вопрос касается размера финансирования тех или иных муниципальных мероприятий. Очень нелегко урезать средства на решение социальных вопросов, направив их на решение проблем ЖКХ. Или отказаться от ряда культурных или спортивных мероприятий в пользу благоустройства. Предвкусить какой из выбранных вариантов решения наиболее важен и составляет трудность.

Что вам запомнилось из практики нормотворческой деятельности?

В 2008 году на территории Гусевского муниципального района были образованны муниципальные образования: "Гусевское городское поселение", "Калининское сельское поселение", "Кубановское сельское поселение", "Маяковское сельское поселение" и "Михайловское сельское поселение" с соответствующими статусами, что полностью соответствовало духу Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - «Поселения для населения, районы - для поселений».

Работать в двухуровневой системе было сложно, не хватало финансов, были кадровые проблемы, децентрализация снизила управляемость территориями, стали возникать провалы в решении вопросов местного значения в поселениях. В области с учетом специфики резко назревал запрос возможности введения одноуровневой системы управления. В этой сфере появился опыт в Пермском крае город Лысьва и Шахуньи Нижегородской области. В 2011 году, проанализировав проблемы взаимодействия муниципалитетов разных уровней, пришел к выводу что одноуровневая система более жизнеспособна и приемлема для нас. Путь реформы был нелегким, правовые основа не гарантировали успеха, но при поддержке правительства области, наш муниципалитет первым в субъекте стал городским округом. 

Законом Калининградской области от 29 мая 2013 года  № 230 «О преобразовании Гусевского городского поселения, Калининского, Кубановского, Маяковского и Михайловского сельских поселений путем объединения поселений и наделении вновь образованного городского поселения статусом городского округа» создан Гусевский городской округ.

Приятно осознавать, что 10 лет назад было принято правильное решение, подтвержденное сегодня общей доктриной развития местного самоуправления в стране.