Предполагается, что после получения ответов от региональных общественных палат ОП РФ подготовит предложения по совершенствованию законодательства РФ в части установления порядка формирования общественных палат муниципальных образований, а также улучшения организации их работы.
ОП РФ в течение последних двух лет ведет работу по мониторингу деятельности муниципальных палат и советов. Так, в рамках серии окружных форумов «Сообщество» в Калининграде, Улан-Удэ и Махачкале проводились экспертные сессии, на которых участники обсуждали результаты интернет-опросов и конкурсов среди муниципальных палат и советов.
«Участники форумов «Сообщество» отмечали, что в настоящее время в России отсутствует законодательно закрепленное требование по формированию муниципальных общественных палат. Как правило, решение этого вопроса находится в руках муниципальной власти и во многом зависит от субъективного фактора — нежелания иметь институт общественного контроля», — прокомментировал ситуацию член комиссии ОП по территориальному развитию и местному самоуправлению Леонид Шафиров.
В ходе форумов «Сообщество» гражданские активисты совместно с членами ОП РФ, в числе которых заместитель секретаря палаты Александр Точенов, председатель комиссии ОП по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов и другие, обсудили предложения по совершенствованию работы муниципальных общественных палат.
Палаты и советы — не одно и то же
Как отмечают в ОП РФ, в федеральном законе №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» не разделяются понятия «муниципальная общественная палата» и «муниципальный общественный совет». Поскольку работа советов организуется при органах власти, а не автономно, как у общественных палат, такой «дефект» закона позволяет главам муниципалитетов игнорировать создание палат — самостоятельных институтов общественного контроля.
«Муниципальные общественные палаты должны быть независимыми от органов муниципальной власти институтами гражданского общества. Необходимо выработать такой подход к формированию и деятельности муниципальных общественных палат, который мог бы обеспечить должный уровень взаимодействия между органами государственной власти, местного самоуправления и гражданским обществом», — пояснил Шафиров.
В ходе форумов «Сообщество» эксперты также предлагали внести изменения в федеральный закон №212-ФЗ, закрепив в нем обязательность создания муниципальных общественных палат.
Гражданская позиция
Говоря о совершенствовании российского законодательства в части регулирования деятельности муниципальных общественных палат и советов, нельзя обойтись без изучения гражданской позиции по данному вопросу. В мае текущего года, в преддверии форума «Сообщество» в Улан-Удэ, ОП РФ был проведен соответствующий онлайн-опрос среди жителей Дальневосточного федерального округа.
«Почти половина участников опроса считают, что муниципальные палаты занимаются полезными социальными проектами, а 90% опрошенных заявили, что членам муниципальных общественных палат необходимо дополнительное обучение методам общественного контроля и социальному проектированию. Примечательно, что мнения жителей Дальнего Востока о работе муниципальных палат и советов по большинству вопросов совпадает с мнением жителей Северного Кавказа, изученным в апреле текущего года», – рассказал Шафиров.
Гражданские активисты также предложили наделить общественные палаты субъектов РФ правом инициировать создание муниципальных палат. Поясняется, что в настоящее время организация работы муниципальных палат зависит исключительно от глав администраций, что является необъективным. Среди идей гражданских активистов значатся также: предоставление общественным палатам субъектов РФ права, с учетом мнения представительных органов МС, принимать решения о количественном составе муниципальных общественных палат; предоставление общественным палатам субъектов РФ права определять порядок формирования муниципальных общественных палат.
Как формировать муниципальные общественные палаты?
На форумах «Сообщество» были предложены четыре альтернативных подхода к порядку формирования муниципальных общественных палат. Первый из них предполагает разделение состава палаты на три равные части. Первая утверждается законодательным органом власти субъекта РФ, вторая – представительным органом местного самоуправления, третья – общественной палатой субъекта РФ из числа самовыдвиженцев на конкурсной основе, посредством открытого голосования членов общественной палаты субъекта РФ.
Второй способ заключается в формировании избирательной комиссии, состав которой утверждается сходом граждан муниципального образования. Специальная комиссия утверждает критерии, по которым из числа гражданских активистов муниципального образования на конкурсной основе избирается 1/3 членов муниципальной общественной палаты. Остальной состав палаты, подобно примеру из первого подхода, определяется решением законодательного органа государственной власти субъекта РФ и представительного органа местного самоуправления.
В третьем случае для формирования муниципальной общественной палаты решением общественной палаты субъекта РФ создается избирательная комиссия. Она утверждает критерии, по которым из числа гражданских активистов муниципального образования на конкурсной основе публично и открытым голосованием членов комиссии избираются все члены муниципальной общественной палаты.
Заключительный, четвертый, вариант предполагает создание избирательной комиссии, которая организует прямое голосование граждан по выборам членов муниципальной общественной палаты. Комиссия, в свою очередь, должна быть сформирована совместным решением общественной палаты субъекта РФ или представительного органа местного самоуправления.
НКО в помощь!
Помимо вышеописанных инициатив по совершенствованию работы муниципальных общественных палат, ОП РФ предложила создавать некоммерческие организации (НКО) — региональные ассоциации членов этих палат. По мнению экспертов, это поможет обобщать и тиражировать лучшие практики деятельности муниципальных палат и обеспечит их возможностью получать субсидии и гранты.
Кроме того, в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления с муниципальными общественными палатами предлагается законодательно установить обязанности представительных органов местного самоуправления заслушивать ежегодные отчеты муниципальных общественных палат о состоянии гражданского общества в муниципальных образованиях и обязанность главы муниципального образования ежегодно выступать перед муниципальной общественной палатой с информацией о результатах своей деятельности.
#МестныеСообщества #ОбратнаяСвязь