Собравшихся приветствовал президент Конгресса, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Виктор Кидяев. Он с благодарностью отметил активную работу Комитета и актуальность повестки заседаний. Он также выразил пожелание о проведении одного из ближайших заседаний Комитета в режиме ВКС, что позволит вовлечь в дискуссию все регионы России.
Обращаясь непосредственно к теме заседания, Кидяев напомнил собравшимся, что глава государства поставил задачу обеспечить прорывное развитие Российской Федерации. «Большие города являются центрами развития, и это, действительно так, - отметил президент Конгресса. – Вокруг крупных городов образуются агломерации с участием малых муниципалитетов. Однако важно, чтобы процесс был естественным, а интересы каждой территории соблюдались».
Далее и.о. исполнительного директора Конгресса Марина Фанакина представила собравшимся «Интерактивную карту местного самоуправления» - проект Конгресса по созданию единой цифровой платформы для органов местного самоуправления. В рамках проекта создается концепция цифровизации органов местного самоуправления, первые аналитические результаты планируется представить сообществу Конгресса и органам государственной власти России в конце сентября текущего года. Кроме того, проведена инвентаризация полномочий органов местного самоуправления, закрепленных в законодательстве, итоги этого анализа лягут в основу предложений Конгресса до дерегулированию муниципальных полномочий.
В правовом блоке повестки выступили зампредседателя Комитета Конгресса по стратегическому развитию, член Комитета Государственной Думы ФС РФ по финансовому рынку Алексей Изотов (тема доклада – «Перспективы законодательного регулирования развития городских агломераций»), председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев (тема доклада – «Совместное использование собственности и земельных ресурсов для развития городских агломераций»), врио директора департамента планирования территориального развития Минэкономразвития России Алексей Елин (тема доклада – «О месте и роли агломераций в Стратегии пространственного развития Российской Федерации»), член Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления, д.ю.н., профессор Екатерина Шугрина (тема доклада – «Особенности правового регулирования развития агломераций»), председатель Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов (тема доклада – «Межмуниципальное сотрудничество и развитие городских агломераций: особенности, проблемы и перспективы»).
Докладчики отметили наличие правовых пробелов в регулировании межмуниципального хозяйственного сотрудничества, которые затрудняют эффективное управление агломерациями.
В то же время в России накапливается опыт развития муниципальных образований за счет использования агломерационных преимуществ и применениях механизмов стратегического планирования. Этой теме посвятили свои выступления глава городского округа Химки Дмитрий Волошин и депутат Законодательного собрания Иркутской области, куратор проекта «Локомотивы роста» Николай Труфанов. Об отдельных случаях межмуниципального сотрудничества по развитию территорий и механизмах реализации агломерационных проектов рассказал гендиректор Агентства по социально-экономическому развитию агломераций (АСЭРА), руководитель исполнительного органа Ассоциации «Координационный совет Челябинской агломерации» Юрий Кузнецов. Опытом развития городских агломераций в Новосибирской области поделился замначальника управления - начальник отдела территориального планирования Управления архитектуры и градостроительства министерства строительства Новосибирской области Сергей Новокшонов.
Социальные аспекты хозяйственно-экономического и институционального развития городских агломераций раскрыл руководитель Международного центра социальной и экономической экспертизы Андрей Большунов.
Итоги обсуждения подвел председатель Комитета Виктор Зубарев. По его словам, целенаправленное, управляемое развитие агломераций — «это уже реальность». Основная задача государства – помогать формировать агломерации там, где для этого есть объективные предпосылки. «Необходимо учитывать зарубежный и отечественный опыт, чтобы избежать ошибок в управлении и развитии интеграционных урбанистических процессов. Это позволит грамотно создавать условия для уже существующих агломерационных механизмов миграции людей, услуг, финансов», - отметил Зубарев.