Новости

ОКМО: Оценка эффективности деятельности органов МСУ нуждается в актуализации

1 июля на выездном заседании Комитета ОКМО по бюджетно-налоговым вопросам и социально-экономическому развитию, которое состоялось в г. Ульяновке в рамках форума органов местного и общественного самоуправления ПФО, были рассмотрены вопросы совершенствования системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Участники дискуссии пришли к выводу о необходимости актуализации системы показателей оценки эффективности деятельности местных властей с учетом целей и задач развития территорий, а также компетенции органов местного самоуправления. Для решения поставленной задачи требуются усилия и инициативы как федеральных, так и региональных властей.

Модератором дискуссии стала председатель Комитета ОКМО, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам, президент Союза финансистов России Надежда Максимова.

Выступили заместитель директора Департамента регионального развития Минэкономразвития России Ольга Суздальцева, зампредседателя Комитета ОКМО по бюджетно-налоговым вопросам и социально-экономическому развитию, депутат Госдумы РФ Марина Беспалова, руководитель Центра территориального развития и муниципальных проектов АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» Оксана Ананьева, замруководителя Администрации – начальник Управления госслужбы Администрации Главы Республики Мордовия Дмитрий Борисов, руководитель аппарата Совета муниципальных образований Пензенской области Владимир Шелудько, исполнительный директор Совета муниципальных образований Самарской области Дмитрий Славецкий, замруководителя департамента продаж НПО «Криста» Василий Иванов, руководитель Центра макроэкономических исследований, спецпроектов и экономической безопасности АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» Оксана Жигалова.

Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ № 607 от 28 апреля 2008 года и Постановлением Правительства РФ № 1317 от 17 декабря 2012 года. Всего определен 41 показатель по девяти категориям: экономическое развитие, дошкольное образование, общее и дополнительное образование, культура, физкультура и спорт, жилищное строительство и обеспечение граждан жильем, ЖКХ, организация муниципального управления, энергосбережение и повышение энергетической эффективности. При проведении оценки также учитываются данные опросов населения о степени удовлетворенности организацией транспортного обслуживания, качеством автодорог, жилищно-коммунальными услугами и услугами бюджетных учреждений. Субъекты федерации готовят сводные доклады о результатах оценки, которые размещаются в системе ГАС «Управление». Кроме того, региональные власти имеют возможность вводить дополнительные показатели, применять меры по повышению эффективности деятельности местных властей, а также поощрять муниципалитеты, получившие наивысшую оценку.

Вопросы применения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления курирует Минэкономразвития России. По итогам мониторинга сводных докладов субъектов федерации, в частности, выяснилось, что максимальная удовлетворенность населения транспортным обслуживанием и жилищно-коммунальными услугами достигнута в Пензенской области (93% и 97%), а качеством автодорог – в Белгородской области (88%).

Приведенные выше данные вызывают вопросы о формулировках соцопросов и методиках подсчета голосов их участников. На это обстоятельство обратили внимание и другие участники дискуссии. В целом отмечено отсутствие общезначимых процедур и механизмов учета мнения населения в отношении эффективности деятельности органов местного самоуправления.

При этом, как отметил Владимир Шелудько, большинство жителей не располагают достаточными знаниями о компетенции местных властей и в целом об устройстве и функционировании системы публичной власти. Это обстоятельство ставит под сомнение адекватность независимой общественной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Марина Беспалова и Дмитрий Борисов обратили внимание на отсутствие муниципальной статистики. По 29 показателям из 41 муниципалитеты не могут ежегодно к установленному сроку получить точные данные.

Кроме того, как отметил Дмитрий Славецкий, сбор данных для муниципальной отчетности, в частности, по налогам, затрудняют внутренние служебные правила уполномоченных органов. Речь идет о налоговой тайне, многократном кадастрировании одного и того же земельного участка, отнесении земельного участка не к тому муниципальному образованию, в границах которого он расположен. Вопросы по земельным участкам можно решить через суд, но не у каждого муниципалитета есть кадры для ведения судебного процесса. В результате из года в год в муниципальных отчетах воспроизводятся недостоверные данные, с которыми невозможно работать. Докладчик подчеркнул, что основной целью применения механизма оценки должно стать не столько составление рейтингов, сколько реальное повышение эффективности муниципального управления.

Основные предложения участников дискуссии внесены в проект резолюции заседания Комитета, который был принят за основу. Предложения, замечания и дополнения к документу можно внести через Исполнительную дирекцию Конгресса в
срок до 15 июля.

#ОКМО #Оценка ОМСУ #КомитетОКМО