Данным законом установлен порядок назначения старост, определены полномочия старосты и их срок, предусмотрено наличие удостоверения старосты, утверждено его описание и образец, установлены гарантии деятельности старосты.
Все уставы муниципальных образований автономного округа в течение трех месяцев с момента вступления в силу закона № 71-оз приведены в соответствие с установленными требованиями законодательства в сфере развития института старост сельских населенных пунктов.
Департаментом внутренней политики автономного округа разработано модельное Положение о старостах сельских населенных пунктов.
Положения о старостах сельских населенных пунктов приняты во всех муниципальных образованиях автономного округа, в состав которых входят сельские поселения.
Деятельность старост сельских населенных пунктов в Югре осуществляется на постоянной основе, также как и оказание ими содействия органами местного самоуправления муниципальных образований.
Финансирование института старост сельских населенных пунктов автономного округа осуществляется:
- за счет средств бюджета автономного округа. В соответствии с порядком предоставления субсидии на реализацию мероприятия 4.2 подпрограммы 4 «Создание условий для выполнения функций, направленных на обеспечение прав и законных интересов жителей автономного округа в отдельных сферах жизнедеятельности», утвержденным постановлением Правительства автономного округа от 24.12.2021 № 577-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Профилактика правонарушений и обеспечение отдельных прав граждан» одним из направлений расходования средств является оплата расходов, связанных с участием старост сельских населенных пунктов в форумах, семинарах, конференциях, «круглых столах», у муниципальных образований есть дополнительная возможность обеспечивать участие старост сельских населенных пунктов в обучающих семинарах.
- за счет средств местного бюджета. Старостам сельских населенных пунктов за счет средств бюджета муниципального образования компенсируются следующие расходы, связанные с осуществлением полномочий старосты: транспортные расходы, расходы по найму жилого помещения, бронированию гостиничного номера, оказанию гостиничных услуг, расходы, связанные с пребыванием вне постоянного места жительства (суточные расходы), дополнительные расходы, связанные с осуществлением полномочий старост сельских населенных пунктов, такие как приобретение канцелярских товаров, расходных материалов к оргтехнике, оплата услуг почтовой связи.
Весной 2022 года Ассоциацией проведен анализ деятельности и порядок финансирования института старост сельских населенных пунктов и сделан вывод, что несмотря на всю имеющуюся нормативную базу в этом вопросе, ситуация в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры складывается по-разному.
Было принято решение, вопрос о гарантиях деятельности старост населенных пунктов рассмотреть на заседании президиума Ассоциации «Совет муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
В ходе обсуждения данного вопроса, пришли к выводу, что работа и поддержка старост лучшим образом организована в Сургутском районе. Им было поручено поделиться опытом и подготовить методические рекомендации для применения другими муниципальными образованиями автономного округа. Что и было сделано.
В целях использования в работе методические рекомендации направлены в муниципальные районы, городские и сельские поселения автономного округа. Главы муниципальных образований высоко оценили наработки Сургутского района.
В 2022 году старосты сельских населенных пунктов в автономном округе продолжили взаимодействие с населением, в том числе посредством:
- участия в сходах, собраниях, конференциях граждан, направления по результатам таких мероприятий обращений и предложений, в том числе оформленных в виде проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению органами местного самоуправления (в 2021 году – 18 случаев);
- информирования жителей сельского населенного пункта по вопросам организации и осуществления местного самоуправления, а также содействие в доведении до сведения жителей сельских населенных пунктов иной информации, полученной от органов местного самоуправления (в 2021 году – 158 случаев);
- оказание организационной и информационной помощи жителям сельского населенного пункта при обращении в органы местного самоуправления (в 2021 году – 84 случая).
На сегодняшний день институт старост сельских населенных пунктов в автономном округе имеет хорошие перспективы, старосты взаимодействуют с органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями, учреждениями, общественными и иными организациями при решении вопросов местного значения.
С методическими рекомендациями можно ознакомиться в приложенном документе: https://disk.yandex.ru/i/5wfrxOxXUnPobw