Новости

Президиум ОКМО утвердил концепцию доклада «О состоянии местного самоуправления в РФ»

Члены президиума ОКМО утвердили концепцию доклада Конгресса «О состоянии местного самоуправления в Российской Федерации». Заседание Президиума Конгресса под председательством президента ОКМО Виктора Кидяева состоялось 27 июня в Государственной Думе РФ.

Основным вопросом повестки стало утверждение концепции доклада Конгресса. Как отметил Виктор Кидяев, «доклад – это основной инструмент представления интересов местного самоуправления на федеральном уровне». «Сегодня Минюст, Минэкономразвития и Минфин и другие федеральные министерства пользуются нашими профессиональными предложениями, и поэтому нам нужно ежегодно повышать качество этого документа. Нельзя забывать и о том, что своим докладом мы можем и должны «прошивать» всю систему управления: федеральный, региональный и муниципальный уровни, законодательство и правоприменение, советы муниципальных образований в регионах и полпредства в федеральных округах», – подчеркнул президент ОКМО.

Второй важный блок вопросов повестки Президиума был посвящен повышению эффективности деятельности Научно-экспертного совета ОКМО. Внесены изменения в Положение о Научно-экспертном совете. Произведена ротация членов совета. В частности, в него вошли молодые эксперты Алексей Павлов (аппарат Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления) и Ирина Кабанова (РАНХиГС), а также исполнительные директора советов муниципальных образований Республики Коми (Юрий Болобонов), Томской области (Наталья Лиманская) и Красноярского края (Александр Коновальцев). Кроме того, президиум утвердил Положение об общественной аккредитации образовательных программ.

Концепцию доклада представила исполнительный директор ОКМО Марина Фанакина. Отмечено, что в докладе 2019 года, как и в прошлых годах, будут использоваться три вида источников: федеральные (Минюст РФ, Минфин РФ, Росстат), региональные (доклады о состоянии местного самоуправления советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации) и собственные (материалы проекта по инвентаризации полномочий органов местного самоуправления и итоги съезда ОКМО от 7–8 февраля 2019 года).

Отличительной особенностью доклада–2019 станет межотраслевой подход: выявление основных трендов, которые проявляются во всех или многих секторах местного самоуправления. Задачами доклада определены:

- выявление основных трендов развития местного самоуправления в Российской Федерации;

- определение эффектов и перспектив выявленных трендов для муниципальных образований по направлениям: территориальная организация местного самоуправления, финансовое и экономическое состояние муниципальных образований, компетенции органов местного самоуправления, взаимодействие с контрольно-надзорными органами, общественная инициатива;

- разработка предложений по усилению позитивных трендов и ослаблению негативных трендов.

На суд собравшихся были вынесен перечень трендов местного самоуправления, которые, по мнению ОКМО, в наибольшей степени влияют на социально-экономическое положение муниципалитетов России:

1. Усиление регионализации местного самоуправления в Российской Федерации:
 Субъекты РФ широко используют возможности 131-ФЗ для создания региональных систем местного самоуправления.
 Общие тенденции по реализации территориальных основ местного самоуправления можно выявить только для многонациональных республик Северо-Кавказского и Приволжского федеральных округов.
 В основном применяются субъективные критерии без предварительного прогнозирования эффектов и последствий.

2. Рост неустойчивости системы полномочий местного самоуправления:
 Делегирование, перераспределение и передача полномочий.
 Отсутствие единых методик расчета расходов и регламентов.
 Реализация нацпроектов влияет на решения о полномочиях.

3. Развитие муниципальных образований все больше ориентировано на государственные программы и проекты:
 Госпрограммы являются важным подспорьем для развития инфраструктуры муниципальных образований.
 Во многих регионах стратегии муниципальных образований следуют за финансированием, а не наоборот.
 Риск – показатели нацпроектов определены для регионов в целом, а не для каждого муниципального образования.

4. Развитие агломераций и стихийной урбанизации:
 Стихийная урбанизация развивается вокруг столицы каждого субъекта Российской Федерации и каждого крупного города.
 Отсутствуют особые правовые условия для деятельности органов управления агломерацией, взаимодействия между муниципальными образованиями в зоне агломерации, а также жизнеобеспечения в сельских муниципальных образованиях за пределами агломераций.

5. Развитие общественной инициативы:
 Наблюдается рост всех форм проявления и реализации общественной инициативы, в т.ч. общественного контроля.
 Факультативное применение инициативного бюджетирования.
 Развитие представительских и политических форм общественной инициативы опережает развитие хозяйственных форм.

6. Презумпция виновности органов местного самоуправления:
 Формализм в деятельности контрольно-надзорных органов и судов по принципу «должен – делай». Трансляция этой позиции в СМИ и общественное мнение.
 Чрезмерно малые сроки на исполнение предписаний и выполнение судебных решений.
 Установленные в КоАП РФ суммы штрафов зачастую превышают 50% зарплаты глав сельских и городских поселений и руководителей муниципальных учреждений и предприятий.

7. Сотрудничество органов местного самоуправления с прокуратурой:
 Развивается практика заключения соглашений между советами муниципальных образований субъектов Российской Федерации и региональными прокуратурами, между органами местного самоуправления и прокурорами.
 Прокуроры вовлекаются в экспертизу проектов муниципальных НПА и разработку модельных муниципальных НПА.
 Прокуратура начала выступать в защиту интересов муниципальных образований.

Предложенная концепция вызвала оживленную дискуссию членов Президиума. Своим мнением поделились председатель Палаты ОКМО внутригородских муниципальных образований, председатель СМО Санкт-Петербурга Всеволод Беликов, управляющий делами СМО Тюменской области Егор Быстров, председатель Палаты ОКМО муниципальных районов, президент Ассоциации малых и средних городов России Валерий Гаврилов, председатель СМО Саратовской области Людмила Жуковская. В обсуждении активно участвовали председатели комитетов ОКМО, депутаты Госдумы РФ Виктор Водолацкий, Дмитрий Вяткин, Михаил Гулевский, Виктор Зубарев, Александр Ищенко, Надежда Максимова, Алексей Поляков, Игорь Сапко, Михаил Чернышев. Также выступил руководитель аппарата Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игорь Бабичев.

По итогам обсуждения, в частности, было решено поддержать в докладе Конгресса–2019 предложения новой концепции КоАП РФ об отмене административной ответственности для должностных и юридических лиц местного самоуправления и запрете института досудебного соглашения при рассмотрении правонарушений, допущенных органами и должностными лицами местного самоуправления. Учитывая актуальность темы, предложено проработать выводы доклада не только с заинтересованными федеральными министерствами, но и с Генеральной Прокуратурой РФ и Верховным Судом РФ. Рекомендовано учесть возможности комплексного развития сельских территорий в рамках новой госпрограммы, реализация которой позволит снизить риски депопуляции сельских муниципалитетов. Также участники сошлись во мнении, что параллельно с общим докладом целесообразно готовить обзоры состояния местного самоуправления и предложения по его развитию по федеральным округам и адресовать их полномочным представителям Президента России.

#ОКМО #Кидяев #ДокладОКМО #СостояниеМСУвРФ