Разработкой проекта занималось Минэкономразвития России. В понедельник, 25 сентября, документ был представлен экспертам комитета по законодательству, правовым вопросам и муниципальному строительству Общероссийского конгресса муниципальных образований. Депутаты Госдумы Виктор Кидяев и Дмитрий Вяткин в режиме видеоконференции попросили муниципальных юристов и специалистов смежных отраслей изучить документ, дать ему оценку, внести свои предложения.
«Необходимость такого закона давно назрела. Объем муниципальной ответственности и полномочия в сфере контроля год от года растут. Но на практике постоянно возникает вопрос о границах этих полномочий. Контрольные функции муниципалитетов рассыпаны по многим федеральным законам, на местах постоянно приходится выявлять новые нормы, отслеживать изменения в законодательстве и инструктировать коллег, корректировать работу», - рассказал Виктор Кидяев.
При этом он отметил, что не во всех местных администрациях даже есть штатные юристы. Поэтому далеко не все муниципальные образования могут сегодня обеспечить работу контрольных комиссий, как того требует законодательство. Вплотную к теме контроля примыкает тема пресечения правонарушений и отсутствия у местных властей полномочий, чтобы привлекать нарушителей к ответственности. Фиксировать нарушения без возможности влиять на ситуацию - это непонятно, тяжело и бессмысленно.
«Особенно тяжело и непонятно, когда дело касается правонарушений в вопросах местного значения. Например, благоустройства. Когда граждане паркуют свои автомобили на газонах или детских площадках, а органы местного самоуправления ничего не могут с этим поделать. Некоторые регионы, такие как Самарская область или Удмуртия, предусмотрели наказание в своих административных кодексах, однако эти нормы опротестованы прокуратурой», - пояснил Президент Конгресса.
Решить проблему организации и осуществления муниципального контроля предлагается в рамках отдельного федерального закона. Одна из основных проблем, которую видят специалисты, заключается в соблюдении баланса: чтобы обязанности муниципалитетов по контролю совпадали с реальными полномочиями, но при этом – не выходили за разумные пределы, не получали коррупциогенной силы, не становились средством недопустимого воздействия на граждан или бизнес.
«Мы собрали здесь цвет российского юридического сообщества по вопросам местного самоуправления, специалистов-практиков. Уверен, что получим от них непредвзятый анализ и немало ценных замечаний, которые позволят разработчикам улучшить проект», - считает Виктор Кидяев.