Почти 4 года назад, 1 января 2019 года, в республике началось реформирование системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Накопленный опыт позволяет проанализировать плюсы и минусы реформы. Имеются положительные сдвиги: расширена зона обслуживания региональных операторов, теперь сельские поселения имеют возможность пользоваться услугами по вывозу мусора, расширился контейнерный парк, увеличилось количество площадок накопления ТКО, обновился парк мусоровозов. Но при этом в «мусорной» сфере остались и вопросы – несвоевременный вывоз ТКО, содержание в надлежащем санитарном состоянии контейнерных площадок, замена и ремонт мусорных контейнеров, тарифообразование и многое другое.
Первый заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Алексей Фролов напомнил, что в республике определены 2 зоны деятельности региональных операторов: Восточная и Западная. Деятельность по обращению с ТКО осуществляют 2 региональных оператора: ООО «Гринта» и ООО «УК «ПЖКХ».
Зоны сбалансированные: приблизительно одинаковое количество ТКО (в РТ – порядка 1 млн.600 тыс. тонн ТКО в год), населения (свыше 3 млн. 886 тыс. человек), муниципальных образований (в РТ 45 МО).
Он отметил, что для реализации реформы необходимо создание системы обращения с ТКО. Ключевыми объектами являются объекты обработки, современные объекты размещения (полигоны), объекты утилизации. «Для снижения нагрузки на потребителей, необходимо участие государства в финансировании создания объектов, путем предоставления традиционных субсидий регионам; расширения участия Российского экологического оператора в инвестиционных проектах», - сказал Фролов.
Помимо финансирования, он обозначил, что для реализации реформы нужно учесть регулирование нормативов накопления ТКО и порядка накопления ТКО, коммерческий учет ТКО, заключение договора между потребителем и региональным оператором, растительные отходы и другое.
Председатель АСМО РТ, Заместитель Председателя Конгресса, председатель Палаты Конгресса муниципальных районов Экзам Губайдуллин подчеркнул, что на сегодняшний день не урегулированы взаимоотношения операторов и органов местного самоуправления, что приводит к размыванию ответственности за состояние дел в этой сфере. «Значительной проблемой для сельских поселений является содержание дорог к местам сбора ТКО и уборка мусора, скапливающегося на контейнерных площадках. В местных бюджетах отсутствуют средства на данные работы, в тарифы для населения на вывоз мусора не заложены затраты муниципалитетов на поддержание чистоты в местах накопления ТКО. В результате муниципальные органы проводят эти работы на самодеятельных началах», - сказал он.
В свою очередь, Гендиректор ООО «Гринта» Светлана Ярлыченко отметила, что организацией в 2021 году вывезено 727 тыс.тонн ТКО из 23 муниципальных районов, включая г. Набережные Челны. В зоне ответственности находится 165 единиц мусоровывозящей техники, 2 мусоросортировочных комплекса и 17 полигонов. «Таким образом, в нашей зоне обрабатывается порядка 28 отходов», - сообщила она.
За время работы компанией было приобретено 9289 евроконтейнеров, 126 новых современных мусоровозов, в 261 населенном пункте впервые начался вывоз ТКО, открыта первая мусороперегрузочная станция, проводятся экоуроки в детских садах и школах, вузах и колледжах, ведется работа с общественностью.
Однако, по мнению Гендиректора, в некоторых ситуациях необходим комплексный подход к решению проблем совместно с муниципалитетами республики. Она привела в пример строительные и растительные отходы, которые не относятся к ТКО, но встречаются в придомовых территориях. Такой вид мусора может навредить мусоровывозящей технике, которая на это не рассчитана.
С учетом высказанных комментариев и замечаний, членам президиума рекомендовано направить в недельный срок предложения в решение президиума.
На заседании также обсудили проект новой методики рейтинга социально-экономического развития муниципальных образований, сходы граждан, проведение съезда Ассоциации и другие.