Новости

В ОКМО обсудили механизмы муниципально-частного партнерства в России и странах СНГ

Совместное заседание Комитета по муниципально-частному партнерству (МЧП) и Комитета по бюджетно-налоговым вопросам Общероссийского Конгресса муниципальных образований (ОКМО) состоялось 14 июля. Участие в режиме видеоконференции приняли более 350 человек. Главной темой обсуждения стало использование механизма МЧП для решения задач местного самоуправления в странах Содружества Независимых Государств.

Началось заседание с приветственного слова председателя ОКМО, депутата Государственной Думы Виктора Кидяева. Эксперт отметил, что привлечение средств частных инвесторов в развитие территорий при помощи механизмов концессии и МЧП – чрезвычайно важная тема, которая имеет большой потенциал для реализации на местах мероприятий проектов инфраструктурного характера.

«Российский опыт регулирования МЧП будет полезен партнерам по Содружеству. Мы должны поднять имеющиеся проблемы и выработать общую позицию. Работа в сфере МЧП и концессий – ответственная и многоаспектная работа. Важно не только заинтересовать будущих частных партнеров, но и самим активно работать по их поиску. Под лежачий камень вода не течет! Требуется создать целую экосистему, где берут свое участие государство, регионы, муниципалитеты, банки, эксперты и частные инвесторы. Только тогда получится выработать качественные предложения по совершенствованию законодательства и тиражированию отечественных подходов среди наших зарубежных друзей», - подчеркнул Виктор Кидяев.

Основные приоритетные задачи в деле развития МЧП обозначил председатель Комитета Конгресса по муниципально-частному партнерству Алексей Кобилев. Он отметил, что спрос спрос на современные инфраструктурные объекты стремительно растёт, однако бюджетов муниципалитетов хронически не хватает. Механизм МЧП призван решить эту проблему, но лишь при выполнении определенных условий.

«Важна гармонизация законодательства стран СНГ и учёт трендов. Мы можем способствовать формированию единой нормативной основы для муниципалитетов – участников СНГ, отвечая целям экономического развития территорий. Приоритет – ускорение развития механизма МЧП. Для этого требуется: равенство интересов сторон и свободы выбора действий; одновременная стабильность контрактов МЧП и возможность их корректировки; жесткая ответственность за исполнение проекта с обеих сторон; конкурентность; прозрачность и обратная связь для гражданского общества; различное стимулирование и гарантии для бизнеса, а также возмездность – чтобы при прекращении договора со стороны муниципалитета инвестор, если не допускал нарушений, получил компенсацию за инвестиции и неполученный доход», - отметил Алексей Кобилев.

По мнению, эксперта, эти моменты должны быть учтены в законодательстве республик СНГ, и тогда заработает система инвестирования в экономику между дружественными странами.

О существующих проблемах, мешающих закрепить на государственном уровне гармонизацию инвестиционной и налоговой политики, рассказал председатель Комитета Конгресса по бюджетно-налоговым вопросам Михаил Гулевский. По словам эксперта, имеются сложности процедуры оценки эффективности, а также нормативные ограничения от системообразующих банков с государственным участием.

«Сегодня бизнес выступает не как партнер, а как подконтрольное лицо, вынужденное постоянно отчитываться. Какой смысл инвестору участвовать, если он утонет в отчетах и аудитах и вынужден пробираться через бюрократические препятствия? Мешает и отсутствие возможности компенсировать расходы проигравшему конкурс. Да, для бизнеса это риск, но вовлечение бизнеса в социально значимую деятельность для нас важнее. И, наконец, нужны специальные органы местного самоуправления, уполномоченные заниматься МЧП и привлечением инвестиций. Муниципалитету проще отказаться от этого, но столь значимое направление должен курировать отдельный орган. Нельзя отводить вопросу время по остаточному принципу. Бизнес вливается в нашу общую работу, нужно перестраивать отношение к нему», - обозначил проблемы Михаил Гулевский.

Эксперт рекомендовал закрепить полномочия органов МСУ в сфере МЧП законодательно, нормативно регламентировать работу банков в данной сфере (возможно, за счёт льгот для них), а также выработать упрощенную форму в отборе проектов для потенциальных инвесторов.

Эксперт Комитета Конгресса по МЧП Андрей Андерсен напомнил, что в начале развития системы МЧП Россия калькировала опыт зарубежного законодательства, т.к. в страну привлекались зарубежные компании, приносившие вместе с финансированием и свой опыт. Затем отечественные специалисты транслировали его через призму российской действительности, что постепенно находило отражение и в законодательстве.

«Сейчас есть российский бизнес и производители, которые понимают, как в этих условиях работать. Теперь мы можем транслировать опыт сами в страны СНГ. А анализ дружественных стран нужен, чтобы увидеть, какие задачи через МЧП удалось решить за рубежом – и сделать так же у себя. Гармонизация законодательства важна с точки зрения обмена опытом в условиях схожих предпосылок и целей развития», - рассказал эксперт.

Заместитель председателя Комитета Конгресса по МЧП Марина Абрамова подняла проблему компетентности кадров, занимающихся проектами и среди государственных и муниципальных служащих, и среди бизнеса.

«Муниципалитет должен соблюдать в проекте паритет интересов. Объяснять бизнесу, чем объекты привлекательны, что можно получить. А если с предложением выступает сам инвестор – изучить проект, оценить эффективность и окупаемость, а главное – определить и предложить паритет рисков. Это происходит не всегда, поэтому проекты тормозятся и ведутся судебные разбирательства. Без образования запускать и сопровождать такие проекты невозможно», - подчеркнула Марина Абрамова.

Эксперт предложила включить курсы по МЧП в систему магистерского и дополнительного профессионального образования. Подобный опыт имеется в Южном Федеральном Университете, где на базе Высшей школы бизнеса подготовил соответствующую программу Алексей Кобилев. Она ориентирована на практику и учитывает современные тенденции в области экономики, управления и права. По мнению эксперта, схожим образом потенциал учебных заведений нужно использовать и в других регионах России и странах СНГ.

В заключении заместитель Председателя Комитета Конгресса по МЧП Кирилл Терентьев рассказал, что уже достигнуто силами ОКМО. В частности, был разработан законопроект о необходимости возможности изменений концессионных соглашений. Проект одобрен Государственной Думой и Советом Федерации. Также подготовлен проект об обеспечении возможности заключения концессионных соглашений и МЧП в отношении IT. Он поступил в Комитет Госдумы по экономической политике и скоро должен быть вынесен на рассмотрение.

По итогам заседания также будут сформированы консолидированные рекомендации с учетом мнения участников дискуссии и направлены на обсуждение Межпарламентской Ассамблеи стран-участниц СНГ. Модератором мероприятия выступил исполнительный директор ОКМО Артем Юдкин.

#ОКМО #МЧП