Челябинская область: заседание палат муниципальных районов и сельских поселений
5 сентября в районном центре Сосновского района с. Долгодеревенское состоялось заседание Совета муниципальных образований Челябинской области. Встречались представители палат муниципальных районов и сельских поселений региона. О важности форума, проходящего в подобном составе и актуальности поднимаемых вопросов можно судить уже по президиуму, в который вошли первый заместитель губернатора Е.В. Редин, руководитель аппарата Правительства Е.В. Голицин, депутат ГД РФ А.Г. Литовченко, председатель Правления СМО А.В. Неклюдов. Возглавил президиум губернатор Челябинской области Б.А. Дубровский.
В повестке дня заседания значилось четыре основных вопроса: состояние первичной медицинской помощи, соблюдение муниципалитетами антимонопольного законодательства, полномочия ОМСУ в сфере земельных и имущественных отношений, а также правовые аспекты института сельских старост. Наиболее злободневной темой заседания СМО, как и ожидалось, стало повышение доступности медицинских услуг. Качество сельской медицины вызвало наибольшее количество вопросов к губернатору на предыдущей встрече представителей муниципалитетов, которая проводилась 29 июня в п. Кременкуль. Борис Александрович дал задание изучить ситуацию с первичной медицинской помощью и подготовить информацию для глав районов и сельских поселений. Докладчиком на Совете в Сосновском районе выступил министр здравоохранения Сергей Игоревич Приколотин, предоставивший участникам встречи данные анкетирования, проведенного в сельских территориях. Многие цифры заставляют задуматься: обеспечивается ли всем жителям области равная доступность к медицинским услугам? Результаты анкетирования: 89,2 % жителей знают своего лечащего врача; 78,4 % функционирующих ФАПов имеют график работы 6 дней в неделю; В 64,2 % населенных пунктов имеется транспортное сообщение с ЦРБ, ФАП, ВОП. Из них в 40,2 % случаев расписание движения транспорта устраивает жителей; 42,6 % жителей добираются до ЦРБ на общественном транспорте, 19,9 % - пешком; 25 % населенных пунктов не охвачены работой выездных бригад областных больниц; 9,8 % жителей считают, что к ним не приходит медицинский работник на дом; 0,7 % жителей считают, что к ним не выезжает скорая помощь; 24 % не удовлетворены оказанной медицинской помощью; 56,8 % жителей отметили увеличение доступности медицинской помощи при маршрутизации; Во всех территориях жителями отмечена необходимость проведения ремонта. В докладе министра здравоохранения были отмечены положительные моменты развития системы здравоохранения, в частности использование мобильных центров, выездных бригад, дистанционные консультации, а также возможности, которые открывает перед пациентами использование портала госуслуг. Вопрос транспортной доступности объектов медицины поднял депутат Государственной Думы Анатолий Литовченко. Помимо недостатка фельдшерских пунктов жителям села приходится сталкиваться с такими ситуациями, когда общественный транспорт не заходит в деревню или его расписание не позволяет попасть на прием в поликлинику. Как отметил Борис Дубровский, многие годы существовал значительный разрыв в обеспечении врачами в городе и на селе. Это совершенно недопустимо. Медпомощь в шаговой доступности должна быть везде.
Губернатор поставил задачу обеспечить качественной медицинской помощью южноуральцев, которые проживают в отдаленных от городов и райцентров сельских поселениях. Прежде всего планируется централизировать работу скорой медицинской помощи, чтобы по максимуму сократить время прибытия карет к пациентам. Еще одна важная задача, которая требует безотлагательного решения, – это распространение форм поддержки молодых врачей (речь идет о программах «Земский доктор» и «Земский фельдшер») на тех выпускников, которые вернулись в родной район после окончания медицинского вуза. Пока подобная категория молодых специалистов не имеет прав на льготы. И еще одна проблема, с которой намерены разобраться местные и областные власти по поручению губернатора Бориса Дубровского, – синхронизация движения муниципального транспорта в соответствии с графиком работы медицинских учреждений, поскольку зачастую жители отдаленных пунктов просто не имеют возможности добраться до поликлиник и больниц на общественном транспорте. «Разговор был системным, я считаю, что нас услышали и мы начали говорить на одном языке, я такую задачу перед собой ставил, наметили мероприятия, через полгода проверим, что нам удалось сделать в плане развития медицины на селе», – подвел итоги заседания Совета муниципальных образований глава региона.
В настоящее время в Челябинской области функционирует порядка 680 фельдшерско-акушерских пунктов, но многие требуют капитального ремонта или замены. С 2018 года в регионе действует трехлетняя госпрограмма строительства ФАПов и офисов врачей общей практики. На эти цели из областного бюджета направлено порядка 1,4 млрд руб. Все новые объекты будут строиться по разработанным типовым проектным решениям.
В течение ближайших трех лет (с 2018 по 2020 годы) будут построены 100 новых объектов здравоохранения с учетом частичной замены существующих. Одними из первых ФАПы появятся в Кизильском, Брединском, Агаповском, и Еткульском районах. Также распоряжением правительства РФ выделены бюджетные ассигнования в размере 18 174,5 млн руб. на приобретение трех модульных фельдшерско-акушерских пунктов в д. Канзафарово Кунашакского муниципального района; п. Саламат Варненского муниципального района; д. Малиновка Сосновского муниципального района и 16 213,1 млн руб. на приобретение трех передвижных фельдшерско-акушерских пункта в Чебаркульском, Чесменском и Верхнеуральском муниципальных районах. Подводя итоги дискуссии, Борис Александрович Дубровский подчеркнул, что высокотехнологичная медицинская помощь должна быть сфокусирована в крупных городах, а люди должны иметь возможность получить ее в плановые сроки и в рамках социальных гарантий. «Основной акцент в развитии медицины на селе и в малых городах сделан на первичную медицинскую помощь. Она нацелена, прежде всего, на удовлетворение потребностей людей в медицинской помощи при первом контакте с системой здравоохранения». Закрывая медицинскую тематику губернатор предложил встретиться через полгода, чтобы оценить произошедшие перемены и ситуацию в целом. Рекомендации от управления ФАС по Челябинской области касались важных деталей проведения закупок для муниципальных нужд. Немало вопросов возникло у участников встречи и к правовому регулированию института сельских старост. По оценке участников заседания палат это мероприятие доказало свою важность для обсуждения насущных проблем. Здесь руководители сельских территорий получают ответы от представителей власти на самые важные для жителей вопросы.