Новости

Тематический правовой обзор Общероссийского Конгресса муниципальных образований по вопросам регулирования деятельности сельских старост

Очередной тематический обзор Общероссийского Конгресса муниципальных образований посвящен законодательству субъектов Российской Федерации, регулирующему деятельность сельских старост.

Обзор систематизирован по закреплению в законодательных актах отдельных элементов статуса сельских старост, в том числе права на прием жителей сельского населенного пункта, возможности оплаты расходов, понесенных старостой, права на участие в работе органов местного самоуправления, а также обязанности отчета перед населением.

Обзор может быть полезен при проработке различных вопросов правового регулирования института сельских старост на уровне субъектов Российской Федерации и на муниципальном уровне.

Просим читателей направлять свои предложения по дальнейшим тематикам обзоров по электронной почте okmo.rf@mail.ru

Право сельских старост на личный прием жителей сельского населенного пункта

Сельские старосты как важное звено связи между жителями и органами местного самоуправления наделяются правом вести личный прием жителей сельского населенного пункта и в дальнейшем выступать с предложениями на основе мнения граждан, а органы местного самоуправления могут предоставлять старосте помещение для проведения приема жителей.

1. Закон Республики Карелия от 22 июля 2019 г. № 2394-ЗРК «О старостах сельских населенных пунктов в Республике Карелия»;

2. Закон Калужской области от 26 декабря 2018 г. № 434-ОЗ «О регулировании некоторых правоотношений по вопросам деятельности старост сельских населенных пунктов в Калужской области»;

3. Закон Магаданской области от 24 апреля 2015 г. № 1890-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Магаданской области»;

4. Закон Псковской области от 9 октября 2006 г. № 580-ОЗ «О местном самоуправлении в Псковской области».

Возможность компенсации расходов, понесенных сельскими старостами

Сельские старосты в рамках своей деятельности несут различные расходы, связанные с транспортом, связью, работой с отдельными категориями жителей, поддержкой и реализацией социальных проектов, что нашло свое отражение в нормах законодательства субъектов Российской Федерации о возможности компенсации таких расходов.

1. Закон Республики Тыва от 27 октября 2016 г. № 220-ЗРТ «О старостах сельских населенных пунктов в Республике Тыва»;

2. Закон Брянской области от 25 декабря 2017 г. № 107-З «Об участии жителей сельских населенных пунктов в осуществлении местного самоуправления»;

3. Закон Московской области от 17 июля 2018 г. № 124/2018-ОЗ «О старостах сельских населенных пунктов в Московской области»;

4. Закон Новгородской области от 1 октября 2018 г. № 304-ОЗ «О некоторых вопросах, связанных с деятельностью старосты сельского населенного пункта на территории муниципального образования в Новгородской области»;

5. Закон Свердловской области от 22 мая 2019 г. № 43-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования статуса старост сельских населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области».

Участие сельских старост в работе органов местного самоуправления

Сельские старосты могут быть наделены различными правами по взаимодействию с органами местного самоуправления, в том числе участия в заседаниях представительного органа муниципального образования, его комитетов и комиссий, могут иметь право внеочередного приема должностными лицами органов местного самоуправления, а также могут быть наделены правом правотворческой инициативы.

1. Закон Республики Тыва от 27 октября 2016 г. № 220-ЗРТ «О старостах сельских населенных пунктов в Республике Тыва»;

2. Закон Владимирской области от 5 октября 2020 г. № 65-ОЗ «Об отдельных вопросах статуса, полномочий, прав и гарантий деятельности старост сельских населенных пунктов во Владимирской области»;

3. Закон Калужской области от 26 декабря 2018 г. № 434-ОЗ «О регулировании некоторых правоотношений по вопросам деятельности старост сельских населенных пунктов в Калужской области»;

4. Закон Костромской области от 27 ноября 2018 г. № 476-6-ЗКО «О старостах сельских населенных пунктов в Костромской области»;

5. Закон Нижегородской области от 2 апреля 2019 г. № 28-З «О старостах сельских населенных пунктов Нижегородской области».

Отчет сельских старост о своей деятельности

Сельские старосты как особый институт местного самоуправления отчитываются о своей деятельности, при этом законодательство субъектов Российской Федерации может определять адресатами таких отчетов как жителей сельских населенных пунктов, так и органы местного самоуправления, глав муниципальных образований.

1. Закон Республики Тыва от 27 октября 2016 г. № 220-ЗРТ «О старостах сельских населенных пунктов в Республике Тыва»;

2. Закон Пермского края от 7 октября 2019 г. № 448-ПК «О старостах сельских населенных пунктов в Пермском крае»;

3. Закон Амурской области от 4 сентября 2017 г. № 106-ОЗ «О сельских старостах в Амурской области»;

4. Закон Белгородской области от 3 декабря 2018 г. № 328 «О регулировании на территории Белгородской области отдельных вопросов деятельности старост сельских населённых пунктов»;

5. Закон Ивановской области от 1 июля 2019 г. № 40-ОЗ «О некоторых вопросах деятельности старост сельских населенных пунктов в Ивановской области»;

6. Закон Рязанской области от 16 ноября 2018 г. № 84-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов, связанных с деятельностью старосты сельского населенного пункта Рязанской области».

#ОбзорОКМО #СельскиеСтаросты