Обзор систематизирован по закреплению в законодательных актах отдельных элементов статуса сельских старост, в том числе права на прием жителей сельского населенного пункта, возможности оплаты расходов, понесенных старостой, права на участие в работе органов местного самоуправления, а также обязанности отчета перед населением.
Обзор может быть полезен при проработке различных вопросов правового регулирования института сельских старост на уровне субъектов Российской Федерации и на муниципальном уровне.
Просим читателей направлять свои предложения по дальнейшим тематикам обзоров по электронной почте okmo.rf@mail.ru
Право сельских старост на личный прием жителей сельского населенного пункта
Сельские старосты как важное звено связи между жителями и органами местного самоуправления наделяются правом вести личный прием жителей сельского населенного пункта и в дальнейшем выступать с предложениями на основе мнения граждан, а органы местного самоуправления могут предоставлять старосте помещение для проведения приема жителей.
1. Закон Республики Карелия от 22 июля 2019 г. № 2394-ЗРК «О старостах сельских населенных пунктов в Республике Карелия»;
2. Закон Калужской области от 26 декабря 2018 г. № 434-ОЗ «О регулировании некоторых правоотношений по вопросам деятельности старост сельских населенных пунктов в Калужской области»;
3. Закон Магаданской области от 24 апреля 2015 г. № 1890-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Магаданской области»;
4. Закон Псковской области от 9 октября 2006 г. № 580-ОЗ «О местном самоуправлении в Псковской области».
Возможность компенсации расходов, понесенных сельскими старостами
Сельские старосты в рамках своей деятельности несут различные расходы, связанные с транспортом, связью, работой с отдельными категориями жителей, поддержкой и реализацией социальных проектов, что нашло свое отражение в нормах законодательства субъектов Российской Федерации о возможности компенсации таких расходов.
1. Закон Республики Тыва от 27 октября 2016 г. № 220-ЗРТ «О старостах сельских населенных пунктов в Республике Тыва»;
2. Закон Брянской области от 25 декабря 2017 г. № 107-З «Об участии жителей сельских населенных пунктов в осуществлении местного самоуправления»;
3. Закон Московской области от 17 июля 2018 г. № 124/2018-ОЗ «О старостах сельских населенных пунктов в Московской области»;
4. Закон Новгородской области от 1 октября 2018 г. № 304-ОЗ «О некоторых вопросах, связанных с деятельностью старосты сельского населенного пункта на территории муниципального образования в Новгородской области»;
5. Закон Свердловской области от 22 мая 2019 г. № 43-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования статуса старост сельских населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области».
Участие сельских старост в работе органов местного самоуправления
Сельские старосты могут быть наделены различными правами по взаимодействию с органами местного самоуправления, в том числе участия в заседаниях представительного органа муниципального образования, его комитетов и комиссий, могут иметь право внеочередного приема должностными лицами органов местного самоуправления, а также могут быть наделены правом правотворческой инициативы.
1. Закон Республики Тыва от 27 октября 2016 г. № 220-ЗРТ «О старостах сельских населенных пунктов в Республике Тыва»;
2. Закон Владимирской области от 5 октября 2020 г. № 65-ОЗ «Об отдельных вопросах статуса, полномочий, прав и гарантий деятельности старост сельских населенных пунктов во Владимирской области»;
3. Закон Калужской области от 26 декабря 2018 г. № 434-ОЗ «О регулировании некоторых правоотношений по вопросам деятельности старост сельских населенных пунктов в Калужской области»;
4. Закон Костромской области от 27 ноября 2018 г. № 476-6-ЗКО «О старостах сельских населенных пунктов в Костромской области»;
5. Закон Нижегородской области от 2 апреля 2019 г. № 28-З «О старостах сельских населенных пунктов Нижегородской области».
Отчет сельских старост о своей деятельности
Сельские старосты как особый институт местного самоуправления отчитываются о своей деятельности, при этом законодательство субъектов Российской Федерации может определять адресатами таких отчетов как жителей сельских населенных пунктов, так и органы местного самоуправления, глав муниципальных образований.
1. Закон Республики Тыва от 27 октября 2016 г. № 220-ЗРТ «О старостах сельских населенных пунктов в Республике Тыва»;
2. Закон Пермского края от 7 октября 2019 г. № 448-ПК «О старостах сельских населенных пунктов в Пермском крае»;
3. Закон Амурской области от 4 сентября 2017 г. № 106-ОЗ «О сельских старостах в Амурской области»;
4. Закон Белгородской области от 3 декабря 2018 г. № 328 «О регулировании на территории Белгородской области отдельных вопросов деятельности старост сельских населённых пунктов»;
5. Закон Ивановской области от 1 июля 2019 г. № 40-ОЗ «О некоторых вопросах деятельности старост сельских населенных пунктов в Ивановской области»;
6. Закон Рязанской области от 16 ноября 2018 г. № 84-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов, связанных с деятельностью старосты сельского населенного пункта Рязанской области».
#ОбзорОКМО #СельскиеСтаросты