Комитет ГД по федеративному устройству и вопросам МСУ: двухуровневая модель МСУ для городских округов и агломераций
В Челябинске прошел круглый стол на тему «Вопросы организации и деятельности городских округов с внутригородским делением». Мероприятие было организовано Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Открыл дискуссию председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко. Участников приветствовали главный федеральный инспектор по Челябинской области Сергей Морев, председатель Законодательного собрания Челябинской области Владимир Мякуш, заместитель губернатора – руководитель аппарата губернатора и правительства Челябинской области Евгений Голицын, глава города Челябинска Евгений Тефтелев, председатель Челябинской городской думы Станислав Мошаров.
Затем участники продолжили работу на двух секциях. На первой секции – «Разграничение полномочий органов местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов» – обсуждались: • предпосылки и основные этапы реализации реформы МСУ в Челябинском городском округе; • нормативное регулирование преобразования Челябинского городского округа; • взаимодействие органов МСУ в условиях функционирования городского округа с внутригородским делением; • повышение эффективности формирования и дальнейшей реализации программ по благоустройству (федеральных, региональных, муниципальных) в рамках реформы МСУ; • правовые основы разграничения полномочий между городским округом Самара и внутригородскими районами; • опыт работы и полномочия представительных органов внутригородских муниципальных образований в городе федерального значения Москве. Модератором первой секции выступил член Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Анатолий Литовченко.
На второй секции – «Проблемы и опыт формирования бюджетов городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов. Особенности участия населения в местном самоуправлении и в бюджетном процессе в городских округах с внутригородским делением и во внутригородских районах» – были рассмотрены: • проблемы и опыт формирования бюджетов городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов, на примере г. Челябинска, особенности регулирования межбюджетных отношений в г. Челябинске; • финансовое обеспечение деятельности внутригородских районов в Челябинске; • опыт развития территориального общественного самоуправления в городе Челябинске; • финансовое состояние внутригородских районов городского округа Самара, участие депутатов представительных органов внутригородских районов и городского округа Самара в повышении доходов местного бюджета; • способы взаимодействия с жителями внутригородских районов, в том числе с использованием информационных технологий. Вторую секцию провел член Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Денис Парфенов.
На итоговом пленарном заседании «Опыт развития городских округов с внутригородским делением: проблемы и перспективы. Городские округа с внутригородским делением как «ядра» городских агломераций и форма сельско-городской агломерации» с докладом выступил председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко. В своем выступлении он отметил, что формирование системы управления развитием городских агломераций, в том числе с учетом действующих положений Федерального закона № 131-ФЗ, может происходить, по меньшей мере, по трем сценариям: 1) на основе развития межмуниципального сотрудничества, 2) формирования городских агломераций как городских округов с внутригородским делением; 3) смешанный вариант, сочетающий в себе как первый, так и второй подходы, при котором городской округ с внутригородским делением выступает «ядром» агломерации, а прилегающие территории с поселениями и населенными пунктами – ее «короной». По мнению докладчика, городские округа с внутригородским делением являются наиболее подходящей и юридически определенной формой для «ядер» городских агломераций. Их основное предназначение – формирование необходимого и достаточного «ядра» городской агломерации как муниципалитета до тех необходимых и достаточных территориальных пределов, до каких это позволяют социально-экономическая, демографическая и инфраструктурная реальность и целесообразность.
Об опыте и перспективах развития городских округов с внутригородским делением доложил директор департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Минюста России Андрей Корнеев. Актуальным вопросам правового регулирования формирования и развития городских агломераций посвятил свое выступление исполняющий обязанности директора департамента планирования территориального развития Минэкономразвития Алексей Елин. Опыт развития Челябинской агломерации и взаимодействия Челябинска как городского округа с внутригородским делением и «ядра» агломерации с поселениями агломерации представил председатель Челябинской городской думы, президент Союза российских городов Станислав Мошаров.
К участникам дискуссии также обратился президент Конгресса, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Виктор Кидяев. В приветствии, в частности, говорится: «Конгресс поддерживает Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, который уделяет внимание внутригородским муниципалитетам. Не менее важной является работа по созданию правовых основ для межмуниципального сотрудничества по решению вопросов местного значения. В то же время вопросы совершенствования территориальных основ как местного самоуправления, так и пространственного развития требуют особенно осторожного и взвешенного подхода. Необходимо приложить все усилия к тому, чтобы субъекты Российской Федерации в диалоге с органами местного самоуправления могли принимать обоснованные решения, исходя из приоритетов и прогнозов развития своих территорий, с учетом своей специфики и позиции местных сообществ. Площадками для подготовки и обсуждения таких решений могут и должны стать региональные советы муниципальных образований.»
Далее перед собравшимися выступили эксперты по вопросам местного самоуправления.
В завершение участники круглого стола приняли за основу проект рекомендаций по дальнейшему развитию двухуровневой системы МСУ, в т.ч. в качестве наиболее оптимальной модели организации власти на территории города, являющегося «ядром» городской агломерации.
С проектом рекомендаций и иными материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/Sostoyavshiesya-meropriyatiya/item/17067434
Источник: сайт Комитета ГД ФС РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления