Далее на площадке Общего собрания Конгресса состоялась дискуссия о роли местного самоуправления в единой системе публичной власти. Как единодушно отметили участники Общего собрания Конгресса, ключевым вопросом деятельности органов местного самоуправления является бесперебойное исполнение возложенных на них полномочий. В то же время многие аспекты финансирования, правового регулирования, организационного и методического сопровождения имеют критически значимый характер. Исполнение полномочий и реализация прав органов местного самоуправления вне зависимости от правовой природы сталкивается с недостаточным их обеспечением, что создает высокие риски недостижения на местах поставленных национальных целей.
В связи с этим предлагается:
1. Провести мониторинг разграничения компетенций между уровнями публичной власти в сфере местного самоуправления в целях обеспечения принципа субсидиарности.
2. Обеспечить проведение регулярной ревизии полномочий органов местного самоуправления, закрепленных в федеральных законах и подзаконных актах, на предмет соответствия правовой природе местного самоуправления, вопросам местного значения и наличия возможностей к их осуществлению.
3. Обеспечить формирование и развитие процедуры экспертизы воздействия нормативных правовых актов и документов стратегического планирования, принимаемых и утверждаемых органами государственной власти, на деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий.
4. Принять и развивать кодификационный подход к регулированию полномочий органов местного самоуправления, когда внесение изменений в вопросы полномочий органов местного самоуправления требует принятия отдельного законодательного акта с его самостоятельной проработкой на основе принципов не отраслевого законодательства, а специальных принципов законодательства о местном самоуправлении.
5. Создать информационную систему – автоматизированный реестр полномочий органов публичной власти всех уровней с присвоением кода каждому полномочию в целях обеспечения мониторинга текущего состояния расходования средств на исполнение полномочий органов местного самоуправления.
6. Определить на уровне федерального законодательства правовой статус вопросов совместного ведения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и принципов осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения с органами местного самоуправления.
7. Разработать и внедрить методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по применению механизма перераспределения полномочий, определив, что целью перераспределения полномочий может являться только повышение эффективности их исполнения, отработка методики исполнения и финансирования с последующим возвратом в зону ответственности органов местного самоуправления.
8. Разработать методики расчета затрат и минимальных нормативов на исполнение органами местного самоуправления собственных полномочий.
9. Учитывать в методиках расчета субвенций весь объем затрат (финансовых, организационных, трудовых), возникающих у органов местного самоуправления при исполнении ими переданных государственных полномочий.
10. Учитывать сложившуюся социально-экономическую дифференциацию территорий при разработке и исполнении решений о поддержке муниципальных образований.
11. Усовершенствовать базовую структуру муниципальных статистических показателей для полноценного анализа социально-экономических процессов, протекающих на местном уровне, а также последствий стратегически важных управленческих решений.
12. Провести цифровизацию муниципального управления посредством внедрения цифровых технологий в административные процедуры, делопроизводство в органах местного самоуправления, процессы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти, гражданами и юридическими лицами в целях сокращения сроков и повышения качества принимаемых решений.
Эти и другие рекомендации к органам государственной власти включены в состав резолюции Общего собрания Общероссийского Конгресса муниципальных образований от 20 мая 2021 года.
#РазвитиеМСУ #ЕдинаяСистемаПубличнойВласти #ВикторКидяев #РезолюцияОКМО