Новости

Ольга Савастьянова: Эффективность контрольно-надзорной деятельности будет оцениваться исключительно по недопущению рисков и угроз

20 мая 2021 года в своем программном докладе президент Конгресса, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Виктор Кидяев еще раз поставил вопрос о необходимости совершенствования законодательства о контроле и надзоре в отношении органов и должностных лиц местного самоуправления.

«Тема контрольно-надзорной деятельности очень важна для всех представителей муниципального сообщества. Муниципалитеты испытывают колоссальную нагрузку со стороны контрольно-надзорных органов, – сообщил Кидяев. – Во введенной системе публичной власти нужно развивать партнерские отношения. Было бы правильно и справедливо расширять именно профилактическую работу, а не усиливать штрафные санкции».

По данному вопросу перед участниками Общего собрания Конгресса выступила председатель Комитета Государственной Думы РФ по контролю и Регламенту Ольга Савастьянова.

Обращаясь к представителям муниципального сообщества, Ольга Савастьянова отметила, что задача по совершенствованию контроля и надзора в отношении местного самоуправления – непростая, но решаемая.

«Нам очень важно, чтобы вся система управления функционировала как единый организм, в котором каждый выполняет свою миссию своими полномочиями, ведь именно единство наших усилий и подходов позволяет людям видеть результаты всей работы системы публичной власти и самое главное – изменение качества жизни», – сообщила депутат.

Поблагодарив Виктор Кидяева и всех собравшихся за постоянное взаимодействие с Государственной Думой, постановку задач и выдвижение предложений по вопросам совершенствования контроля и надзора, она сообщила, что 19 мая Госдума РФ приняла во втором чтении законопроект № 1051647-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»».

«Во многом заслуга принятых законодательных решений – ваша. Именно вы говорили о том, что крайне избыточны сложившиеся требования и система контроля, зашкаливающая своим формализмом. 31 июля 2020 года был принят очень важный закон – о государственном (муниципальном) контроле и надзоре (№ 248-ФЗ), который вступает в силу 1 июля этого года. В этом законе нашли отражение ваши предложения», – подчеркнула Савастьянова.

Прежде всего, снижена роль проверок в контрольно-надзорных мероприятиях за счет увеличения перечня указанных мероприятий. Предусмотрены проверки в дистанционной форме и в виде электронного документооборота. Одновременно вводится запрет на запрашивание информации, размещенной в доступных контрольно-надзорным органам электронных базах. При этом вводится риск-ориентированный подход, при котором частота проверок будет зависеть от степени и категории опасности и риска.

Кроме того, закон усиливает обязывает все контрольно-надзорные органы проводить профилактическую работу и нести ответственность за ее результаты. Как отметила докладчица, «результат и эффективность деятельности контрольно-надзорных органов будет оцениваться исключительно по недопущению соответствующих рисков и угроз». Одновременно устанавливается запрет оценивать эффективность контрольно-надзорной деятельности на основании количества и сумм наложенных штрафов.

«Очень важный момент – это создание реестров. Мы вводим открытость, прозрачность и публичность в контрольно-надзорную деятельность. Нет вида контроля в реестре – никакого контроля нет. Не отмечено утверждённых позиций в обязательных требованиях, значит, никаких проверок на этот счёт быть не может», – подчеркнула Ольга Савастьянова.

Законопроектом, принятом во втором чтении Госдумой РФ 19 мая 2021 года, вносятся изменения в 132 федеральных закона, охватывающих все направления контрольно-надзорной деятельности.

«Изменения создают единое правовое поле и единую правовую базу для всей реформы контрольно-надзорной деятельности. В каждом профильном законе очень чётко разграничены виды контроля (федеральный, региональный, муниципальный), определен предмет контроля. Исключены все нормы, не соответствующие базовому закону, все дублирующие виды контроля и надзора, предметы и обязательные требования. Объединён ряд видов контроля, в результате количество видов контроля уменьшилось в 1,6 раза. Также вносятся серьёзные изменения в ФЗ-131 и ФЗ-184, где систематизированы все виды регионального и муниципального контроля. Если говорить о муниципальном уровне, то их остаётся семь», – сообщила Ольга Савастьянова.

Кроме того, в закон включен отдельный пункт, согласно которому Правительство России должно направлять в Госдуму проекты всех подзаконных нормативно-правовых актов, а также ежегодно представлять парламенту России доклад о результатах контрольно-надзорной деятельности.

В завершение своего выступления докладчица отметила, что «принятие закона не означает его автоматическую реализацию на практике» и пригласила участников Общего собрания Конгресса продолжить совместную работу. В частности, по инициативе председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина планируется провести серию тематических мониторингов осуществления контрольно-надзорной деятельности в социально-значимых сферах, в рамках которых муниципальное сообщество может представить свою позицию и внести свои предложения.

«Хочу пожелать, чтобы система власти и управления работала как единый организм. Вы являетесь сердцем этого организма, потому что именно вы чувствуете, что происходит на местах, знаете все беды, чаяния и запросы наших граждан. А нам, депутатам Госдумы, очень важно вовремя, оперативно и эффективно на эти запросы реагировать», – подытожила Ольга Савастьянова.

#ОКМО #ВикторКидяев #ОльгаСавастьянова #РеформаКНД
2021-04-27 18:34